Ольга Ротарь
Опытно-экспериментальная деятельность «Чудесница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по опытно - экспериментальной деятельности в младшей группе «Капитошка» на тему: «Чудесница вода»
Вид деятельности : познавательно - исследовательская.
Цель: знакомство детей с элементарной исследовательской деятельностью по изучению некоторых свойств воды.
Задачи:
Обучающая:
•познакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, не имеет формы, цвета);
•активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Развивающая:
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Чудесница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
•развивать навыки проведения первых опытов;
•развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей, умение делать выводы; рассказать о значении воды для всего живого;
•развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательная:
•формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Обогащение словаря: бесцветная, безвкусная, без запаха.
Материалы и оборудование: компьютер, презентация, стаканчики по количеству детей, трубочки, тарелочки, поднос, ваза, стакан, лимонная кислота, соль, сахар, ванилин, кисточки, акварель, цветная бумага, символы, обозначающие свойства воды.
Ход занятия:
Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостя.
- Посмотрите ребята, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
Капелька подготовила для вас загадку.
Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
- Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу (вода)
- Верно! Значит, сегодня мы с вами побеседуем – о воде.
- Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода? (На экране показывают слайды).
Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (чтобы они росли, нужна рыбам; для чего? (они там живут – это их дом).
Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделиться своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей).
- Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
-Итак, представьте, что вы учёные, и мы будем проводить опыты.
Вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.
2 часть. Опытно-экспериментальная.
Опыт 1. «Вода не имеет форму».
Воспитатель: Посмотрите на слайд и скажите, какой формы предметы (мяч, окно, крыша, книга, часы). А какую же форму имеет вода? (Разливаем воду на поднос и в разную посуду). Каждый раз, как только мы разливаем воду в другую посуду, она меняет форму. Какой вывод можно сделать? (Вода не имеет форму)
И для того чтобы вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода не имеет форму). Что означает этот знак? (дети отвечают).
Опыт 2. «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: Ребята, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду). Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей).
Правильно, вода ничем не пахнет, она не имеет … (чего) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха) какое Женя, какое Кирилл. Что означает этот знак Максим? А может ли вода приобрести запах? Засыпаем в воду порошок (ванилин, перемешиваем. Теперь можно понюхать, появился запах?
Физминутка:
Тихо плещется вода.
(Дети машут руками из стороны в сторону.)
Мы плывём по тёплой речке.
(Плавательные движения.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
(Руки вверх.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть погуляем.
(Шагают.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
(Садятся на стулья)
– Вам понравилась игра?
Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой).
- А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте (на столе подготовленные стаканчики с водой)
- Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей).
Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Кирилл безвкусная (вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего? (вкуса). Вывод: У воды нет вкуса, но вода может приобрести вкус.
Воспитатель: Ребята, а если в воду добавить сахар, какая она будет?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: А давайте проверим сами. Положите в стакан кусочек сахара.
(Дети размешивают и пробуют.)
Воспитатель: Какая по вкусу стала вода?
- Дети: Сладкая.
- Почему она стала сладкая? Как это получилось?
Дети: Мы положили сахар.
Вывод: вода может изменять свой вкус
Опыт 4. «Вода бесцветная».
Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)
- Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги, (дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.).
-Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.
- Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
(вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная). Что означает этот знак? (вода не имеет цвета, она бесцветная). Но вода может обрести цвет. Попробуем окрасить воду с помощью акварели.
Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.
Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё, что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица:
1-е – что мы узнали: вода не имеет формы;
2-е – она не имеет вкуса,
3-е - запаха;
4-е - она бесцветная.
Воспитатель. Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
( ответы детей: без цвета, без вкуса, не имеет формы, без запаха).
VI Рефлексия.
- У меня на доске солнышки и тучки. Если вам было интересно на занятии, если вам понравилось быть учёными и делать открытия, если вам понравилось играть, то возьмите солнышко, а если вам было грустно, скучно и неинтересно – тогда тучку (дети выходят к доске).