Елена Борзенко
Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке в средней группе
ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ
Воспитатель: Борзенко Елена Ивановна.
Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес. Исследования предоставляют возможность ребё нку самому найти ответы на вопросы: "как" и "почему". Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира, хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Цели экспериментирования:
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
1. Поддерживать интерес детей к окружающей среде. 2. Развивать познавательные способности, мышление, речь, 3. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в группе мы создали "Уголок экспериментирования". Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Одним из режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Прогулку в детском саду можно использовать для укрепления здоровья детей, развития физических качеств и двигательной активности, для закрепления и применения знаний на практике, полученных в ходе совместной деятельности педагога с детьми в группе.
Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь: он хочет все трогать, пробовать, экспериментировать.
Эксперименты и наблюдения можно классифицировать по разным принципам:
-по характеру объектов, используемых в эксперименте (с растениями, животными, с объектами живой и неживой природы,
-по месту проведения опытов (в группе, на участке,
-по количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные,
-по причине проведения (случайные, запланированные).
Особенности детского экспериментирования:
-Детское экспериментирование свободно от обязательности.
-Как в игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.
-В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.
-Дети не могут работать, не разговаривая.
-Нужно учитывать индивидуальные особенности детей.
- Нужно учитывать право ребенка на ошибку,
-Применять адекватные способы вовлечения детей в работу, соблюдение правил безопасности, способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.
- Очень ответственным является конечный этап экспериментирования – анализ результатов и формулирование выводов.
По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой детский сад.
Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Поэтому, планируя работу по организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, мы должны использовать 2 типа поисковой деятельности детей – самостоятельное экспериментирование, где инициатором выступает ребенок и специально организованные педагогом опыты.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.
На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов связана с сезонными явлениями.
СЕНТЯБРЬ.
1. Состояние почвы в зависимости от температуры.
Цель: выявить зависимости почвы от погодных условий.
Ход опыта :
В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками. Какая она? Тёплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневый). Полить землю (как будто прошел дождь). Предложить опять потрогать ее руками, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки.
Вывод: от холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
2. Тяжелая – легкая.
Цель: выявить зависимость тяжести почвы от погодных условий.
Ход опыта :
В солнечный день предложить потрогать землю руками. Какая она? Сухая (рассыпается в руках). Полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее руками (она стала липкой, склеивается в комочки). Выдать каждому ребенку по 2 пустых пакета. Предложить детям насыпать в один пакет сухую землю, а в другой – мокрую, «взвесить».
Вывод: от влаги почва становится тяжелее сухой.
3. Свойства веществ.
Цель: формировать представление о твердых и жидких веществах.
Ход опыта :
Раздать каждому ребенку деревянные палочки. Воспитатель просит обследовать их, постучать ими, сломать. Сколько теперь стало палочек(2). Попробуйте их соединить в одну. Получается? (нет) Те же действия дети проводят с мелом. Что у деревянной палочки общего с мелом? (они твердые)
Вывод: если сломать что-то твердое, то снова сделать их целыми нельзя.
4. Твердый – жидкий.
Цель: продолжать формировать представление о твердых и жидких веществах.
Ход опыта :
Раздать каждому ребенку травинки. Воспитатель просит обследовать и порвать их. Сколько получилось частей? (2). Попробуйте их соединить в одну. Получается? (нет) Далее воспитатель раздает каждому ребенку по 2 одноразовых стаканчика. В один наливает воду. Предлагает «сломать» воду в стакане, перелить часть воды в другой стакан. У всех получилось 2 части воды? (да) А теперь из двух частей сделайте одну. Дети переливают воду обратно в один стакан.
Вывод: твердый предмет можно поломать, но снова сделать целым нельзя. А воду можно «сломать» и соединить в одно целое, потому что она не твердая, а жидкая. Все жидкие вещества делятся, а потом соединяются в одно целое.
ОКТЯБРЬ.
1. Свойства мокрых и сухих веществ.
Цель: знакомить детей со свойствами мокрых и сухих песка, почвы.
Ход опыта :
Раздать детям по 2 пластмассовые бутылочки. Предложить наполнить одну бутылочку сухим песком и сухой почвой, а вторую – мокрыми веществами. Какой песок и почва лучше наполняют бутылку? Сухие или мокрые? (сухие).
Вывод: рассыпчатые вещества (сухой песок и сухая почва) лучше наполняют емкости, чем мокрые.
2. Свойства песка.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами.
Ход опыта :
Воспитатель дает детям пластмассовые бутылки, наполненные сухим и мокрым песком. Показывает, как можно делать дорожки и рисовать узоры на земле.
Вывод: мокрый песок из бутылки не выпадает, тогда как сухой свободно высыпается.
3. Тяжелый – легкий.
Цель: выявить зависимость тяжести песка от погодных условий.
Ход опыта :
В солнечный день предложить потрогать песок руками? Какой он? Сухой (рассыпается в руках). Полить песок (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать его руками (он стал липкий, склеивается в комочки). Выдать каждому ребенку по 2 пустых пакета. Предложить детям насыпать в один пакет сухой песок, а в другой – мокрый, «взвесить».
Вывод: от влаги песок становится тяжелее сухого.
НОЯБРЬ.
1. Свойства мокрого песка.
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Ход опыта :
Предложить детям намочить песок водой и понаблюдать за его высыханием. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить.
Вывод: мокрый песок лепится, сухой рассыпается. Мокрый песок высыхает на солнце.
2. Первые заморозки.
Цель: выяснить зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Ход опыта :
В две банки налить одинаковое количество воды. Одну вынести на холод, а другую оставить в группе. Провести наблюдение через время. В банке, которую вынесли на улицу, вода замерзла.
Вывод: вода замерзает на холоде. Жидкость превращается на холоде в твердое вещество.
3. Состояние почвы в зависимости от температуры.
Цель: выяснить зависимость состояния почвы от температуры воздуха.
Ход опыта :
Воспитатель предлагает детям потрогать руками почву на солнце и ту, которая в тени. Постараться разбить земляные комочки теплые и холодные.
Вывод: земля на солнце теплее и теплые комочки легко разбиваются. В тени земля холодная. Комочки примерзают и не отрываются от земли. Земля от солнца прогревается.
ДЕКАБРЬ.
1. Движение воздуха.
Цель: показать детям, что воздух движется.
Ход опыта :
Предлагает детям помахать руками перед лицом. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не «невидимка», его движение можно почувствовать.
2. Что в пакете?
Цель: выявить свойства воздуха.
Ход опыта :
Предложить детям обследовать пакет. Узнать, что в нем?
Вывод: воздух невидим и невесом.
3. Вода не имеет формы, запаха.
Цель: развивать познавательность в процессе экспериментирования с водой.
Ход опыта :
Воспитатель разливает воду в сосуды разной формы. Предлагает понюхать ее.
Вывод: вода не имеет ни формы, ни запаха.