Нина Карачева
«Деревья» Опытно-исследовательская деятельность
Наши исследования:
• В ясную сухую погоду отметили, есть ли пыль на листочках дерева. Сначала дети просто протерли их пальцем и посмотрели, осталась ли на нем грязь. Обнаружили пыль, спросили у ребят, откуда она могла взяться. Хорошо ли дереву жить в таком месте?
• Исследования листьев своего дерева. Предложили ребятам погладить листочек руками: сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (Гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий.) Есть ли на нем волоски? (Если да, рассмотрите их через лупу.) Предоставили возможность каждому ребенку потрогать кончик листа: он острый или тупой? Мягкий или твердый? провели пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками? Что напоминает лист?
Публикация «„Деревья“ Опытно-исследовательская деятельность» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Комментарий. При выполнении этого задания листья не срывали. Пользовались листьями, которые сбивает ветер.
Наши опыты :
• Опыт. В листьях есть особая «краска», которая делает их зелеными. (Дети только наблюдали) Использовали листья берёзы. Положили зеленые листья в емкость со спиртом. Жидкость позеленеет, а листья побледнеют (хлорофилл растворился). Добавили немного бензина и взболтали. Жидкость при этом разделилась на два слоя: более легкий бензин оказался сверху и остался зеленым, а более тяжелый спирт опустился в нижнюю часть емкости и стал бледно-желтым. На примере этого опыта хорошо видно, что в листе есть различные «краски».
• Осенью солнце светит по-другому, и зеленый цвет постепенно исчезает, желтый же становится заметнее.
Нашли опавший листик и аккуратно растерли в руках его небольшой кусочек. Ребята определили, чем он пахнет.
Сравнили цвет, форму «своего» листа и листьев других деревьев.
Комментарий. Для выполнения этого задания мы использовали опавшие листья, раскладывали их прямо на земле.
• Обсудили с детьми, куда деваются листья, опадающие на землю каждый год. Для того чтобы выяснить это, попытались отыскать под деревом разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых уже превратилась в «паутину» из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложили детям рассортировать их по цвету и по степени «старости» : сначала - зеленый лист, потом - желтый или красный, потом - слегка почерневший, коричневый и т. д. Создать своеобразный «круг жизни», в котором самый молодой и зеленый лист соседствует со старым, похожим на темно-коричневую паутину. (Последний, превращаясь в почву, дает жизнь новому растению.)
• Наблюдение: Есть ли на дереве листья, объеденные насекомыми. Какие насекомые могли оставить эти следы? Попытались обнаружить их на дереве.
Предложили детям выбрать «самые красивые» листья нашего дерева и поставили их в групповой комнате в вазу.
• Сколько лет дереву? На территории участка было спилено старое больное дерево. Рассмотрели годичные кольца дерева и выяснили примерный возраст дерева.
• Опыт «Копирование рисунка поверхности листа».
Каждый лист имеет свой рисунок. Чтобы его скопировать, необходимо положить лист от дерева под бумажный листок и прочно прижать его рукой. Теперь нужно натереть бумагу восковым карандашом (при этом нужно постараться не порвать её). Осталось только полюбоваться получившимся узором. Что мы и сделали с детьми.
• Опыт «Прочная кора».
Чтобы это узнать мы взяли кору березы и кору клена. Рассмотрели её, потрогали, а березовую кору даже потянули в разные стороны. Опустили их в воду и через некоторое время посмотрели, что произошло. Оказывается, кора березы не размокла. Кора же клена, стала крошиться. Из этого опыта мы с детьми поняли, что березовая кора не пропускает воду, а значит, не гниет. Не зря на Руси из березовой коры делали сосуды, плели лапти и лукошки.
• Опыт «Летающие семена»
Детям предложили взять по одному летающему и по одному нелетающему семени (семечко клена - крылатку и желудь). Дети одновременно отпустили из рук эти семена и увидели, что желудь упал намного быстрее, чем крылатка. Из этого опыта мы поняли, что летающие семена падают медленнее.
Опыт "Летающие семена"
Опыт "Копирование рисунка поверхности листа"
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Наши исследования В ясную сухую погоду отметили есть ли пыль на листочках дерева](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-299565-1423146699.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Сначала дети просто протерли их пальцем и посмотрели осталась ли на нем грязь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-299565-1423146717.jpg)
Опыт "Прочная кора"
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Обнаружили пыль спросили у ребят откуда она могла взяться](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-299565-1423146808.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Деревья и кустарники дереву жить в таком месте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-299565-1423146833.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Исследовательская деятельность Исследования листьев своего дерева](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-299565-1423146856.jpg)
Цикл дидактических игр по карте:
- «Найди свое дерево»
Цель: найти на карте места, где растет данное дерево.
- «Прогулка в лес»
Цель: помочь дойти игровому персонажу по карте до леса. Определить какой это лес? (Смешанный) Почему он так называется? Каких деревьев в нём больше? Рассказать о целебных свойствах хвойных деревьев.
- «Белоствольная красавица»
Цель: выбрать самый короткий маршрут до березовой рощицы. Рассказать о пользе березки для человека.
- «Защитим наши деревья»
Цель: придумать знаки охраны деревьев.
- «Вкусные деревья»
Цель: найти на карте посадки черноплодной рябины, красной рябины, яблони, черемухи, боярышника.
- «Столовая для птиц»
Цель: найти на карте деревья, которые кормят птиц.
- «Расставим знаки»
Цель: определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.
- «Ароматное дерево»
Цель: найти на карте черемуху, сирень, яблоню, акацию, распространяющие во время цветения особые запахи.
- «Какие деревья кормят птиц?»
- «С какой ветки детка?»
- «Найди самое высокое дерево»
- «Кого можно встретить в нашем лесу?»
На территории детского сада произрастают следующие деревья : береза, клен ясенелистный, черемуха, яблоня, ясень широколистный, рябина, сирень, липа, ива серебристая, лиственница, ель, сосна, осина, боярышник.