Нина Карачева
«Деревья» Опытно-исследовательская деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Наши исследования:
• В ясную сухую погоду отметили, есть ли пыль на листочках дерева. Сначала дети просто протерли их пальцем и посмотрели, осталась ли на нем грязь. Обнаружили пыль, спросили у ребят, откуда она могла взяться. Хорошо ли дереву жить в таком месте?
• Исследования листьев своего дерева. Предложили ребятам погладить листочек руками: сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (Гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий.) Есть ли на нем волоски? (Если да, рассмотрите их через лупу.) Предоставили возможность каждому ребенку потрогать кончик листа: он острый или тупой? Мягкий или твердый? провели пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками? Что напоминает лист?
Публикация «„Деревья“ Опытно-исследовательская деятельность» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Комментарий. При выполнении этого задания листья не срывали. Пользовались листьями, которые сбивает ветер.
Наши опыты :
• Опыт. В листьях есть особая «краска», которая делает их зелеными. (Дети только наблюдали) Использовали листья берёзы. Положили зеленые листья в емкость со спиртом. Жидкость позеленеет, а листья побледнеют (хлорофилл растворился). Добавили немного бензина и взболтали. Жидкость при этом разделилась на два слоя: более легкий бензин оказался сверху и остался зеленым, а более тяжелый спирт опустился в нижнюю часть емкости и стал бледно-желтым. На примере этого опыта хорошо видно, что в листе есть различные «краски».
• Осенью солнце светит по-другому, и зеленый цвет постепенно исчезает, желтый же становится заметнее.
Нашли опавший листик и аккуратно растерли в руках его небольшой кусочек. Ребята определили, чем он пахнет.
Сравнили цвет, форму «своего» листа и листьев других деревьев.
Комментарий. Для выполнения этого задания мы использовали опавшие листья, раскладывали их прямо на земле.
• Обсудили с детьми, куда деваются листья, опадающие на землю каждый год. Для того чтобы выяснить это, попытались отыскать под деревом разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых уже превратилась в «паутину» из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложили детям рассортировать их по цвету и по степени «старости» : сначала - зеленый лист, потом - желтый или красный, потом - слегка почерневший, коричневый и т. д. Создать своеобразный «круг жизни», в котором самый молодой и зеленый лист соседствует со старым, похожим на темно-коричневую паутину. (Последний, превращаясь в почву, дает жизнь новому растению.)
• Наблюдение: Есть ли на дереве листья, объеденные насекомыми. Какие насекомые могли оставить эти следы? Попытались обнаружить их на дереве.
Предложили детям выбрать «самые красивые» листья нашего дерева и поставили их в групповой комнате в вазу.
• Сколько лет дереву? На территории участка было спилено старое больное дерево. Рассмотрели годичные кольца дерева и выяснили примерный возраст дерева.
• Опыт «Копирование рисунка поверхности листа».
Каждый лист имеет свой рисунок. Чтобы его скопировать, необходимо положить лист от дерева под бумажный листок и прочно прижать его рукой. Теперь нужно натереть бумагу восковым карандашом (при этом нужно постараться не порвать её). Осталось только полюбоваться получившимся узором. Что мы и сделали с детьми.
• Опыт «Прочная кора».
Чтобы это узнать мы взяли кору березы и кору клена. Рассмотрели её, потрогали, а березовую кору даже потянули в разные стороны. Опустили их в воду и через некоторое время посмотрели, что произошло. Оказывается, кора березы не размокла. Кора же клена, стала крошиться. Из этого опыта мы с детьми поняли, что березовая кора не пропускает воду, а значит, не гниет. Не зря на Руси из березовой коры делали сосуды, плели лапти и лукошки.
• Опыт «Летающие семена»
Детям предложили взять по одному летающему и по одному нелетающему семени (семечко клена - крылатку и желудь). Дети одновременно отпустили из рук эти семена и увидели, что желудь упал намного быстрее, чем крылатка. Из этого опыта мы поняли, что летающие семена падают медленнее.
Опыт "Летающие семена"
Опыт "Копирование рисунка поверхности листа"
Опыт "Прочная кора"
Цикл дидактических игр по карте:
- «Найди свое дерево»
Цель: найти на карте места, где растет данное дерево.
- «Прогулка в лес»
Цель: помочь дойти игровому персонажу по карте до леса. Определить какой это лес? (Смешанный) Почему он так называется? Каких деревьев в нём больше? Рассказать о целебных свойствах хвойных деревьев.
- «Белоствольная красавица»
Цель: выбрать самый короткий маршрут до березовой рощицы. Рассказать о пользе березки для человека.
- «Защитим наши деревья»
Цель: придумать знаки охраны деревьев.
- «Вкусные деревья»
Цель: найти на карте посадки черноплодной рябины, красной рябины, яблони, черемухи, боярышника.
- «Столовая для птиц»
Цель: найти на карте деревья, которые кормят птиц.
- «Расставим знаки»
Цель: определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.
- «Ароматное дерево»
Цель: найти на карте черемуху, сирень, яблоню, акацию, распространяющие во время цветения особые запахи.
- «Какие деревья кормят птиц?»
- «С какой ветки детка?»
- «Найди самое высокое дерево»
- «Кого можно встретить в нашем лесу?»
На территории детского сада произрастают следующие деревья : береза, клен ясенелистный, черемуха, яблоня, ясень широколистный, рябина, сирень, липа, ива серебристая, лиственница, ель, сосна, осина, боярышник.