Раиса Ефимова
Опытно-поисковая работа «Лениногорск — жемчужина Татарстана». Экскурсии как средство развития познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность данного исследования определяется тем, что познавательная активность старших дошкольников невозможно реализовать в рамках дошкольной программы. Для этого необходима дополнительная работа, благодаря которой, воспитанники приобретают новые навыки и умения. Расширяя свои знания, вырабатывая и приобретая новые навыки и умения, ребенок может внутренне существенно изменяться, развивать свои способности, убеждения, черты характера и поведения. Таким образом, эта работа является необходимым условием для приобретения новых способностей, а так же для развития и самореализации личности. Развить познавательную активность у дошкольников, имеющих слабое представление об окружающей действительности, достаточно сложно в рамках программы. В сложившейся ситуации формирование познавательной активности дошкольников, необходимо начинать с проведения познавательных экскурсий, которые позволяют получить ранее не известную информацию, конкретизировать уже имеющиеся знания в определенной области, усиливая при этом интерес к изучаемому.
Публикация «Опытно-поисковая работа „Лениногорск — жемчужина Татарстана“, Экскурсии как средство развития познавательной активности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика Татарстан
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Проблема работы заключается в необходимости поиска оптимальных средств развития познавательной активности старших дошкольников. Нам представляется, что наиболее эффективное развитие познавательной активности детей старшей и подготовительной групп можно достичь при проведении с ними определенных познавательных экскурсий, что определило тему нашей работы «Экскурсии как средство развития познавательной активности старших дошкольников».
1. Целью данной работы является проверка в опытно-поисковом режиме влияния познавательных экскурсий на развитие познавательной активности старших дошкольников. Поставленная цель требует решения.
1. Изучить состояние проблемы формирования познавательной активности старших дошкольников в научной и методической литературе.
2. Выяснить сущность современной познавательной экскурсии, теоретические и методические основы экскурсионной деятельности, основы разработки и проведения экскурсии.
3. Доказать в опытно-поисковом режиме эффективность использования познавательных экскурсий для развития познавательной активности старших дошкольников.
Объектом исследования данной работы является уровень подготовки старших дошкольников.
Предметом исследования является процесс развития познавательной активности старших дошкольников при помощи познавательных экскурсий.
Гипотетической основой исследования является предположение о том, что уровень развития познавательной активности старших дошкольников будет более высоким при использовании познавательных экскурсий.
Методами исследования данной работы являются описательный метод и метод эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в обосновании того, что познавательные экскурсии являются фактором развития познавательной активности старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по повышению уровня развития познавательной активности старших дошкольников в результате проведения познавательных экскурсий, которые могут быть использованы воспитателями в детских дошкольных учреждениях.
Опытно – поисковая работа содержит в себе введение, основную часть, состоящую из трёх глав, заключение, библиографию и приложения.
1. Экскурсионный процесс и цели экскурсии
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия). В Толковом словаре российского языка (под управлением Л. Н. Ушакова, 1940г.) Слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка либо прогулка с научно-образовательной, либо увеселительной целью». Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она красивый учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило : лучше один раз узреть, чем сто раз услышать.
Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде.
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача, услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача, заинтересовать экскурсантов (третья задача, овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть. Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок». Одна из задач экскурсии выработать у экскурсантов отношение к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества. Оценка экскурсии это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод. Экскурсия методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия "экскурсия" сводить было бы неправильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия» : «Экскурсия есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» [1, С. 127]. Приведем также одно из последних по времени опубликования определений : «Экскурсия это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, галерея, предприятие, компания и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом)» [3, С. 128]. Экскурсия для участников это интеллектуальное наслаждение, а для экскурсоводов это сложный творческий процесс, фурор которого зависит от глубины знаний экскурсовода в определенной сфере и от того, обладает ли он отточенной информацией ведения экскурсий, владеет ли талантом педагога и актера. За разработку темы экскурсии может браться человек, имеющий образование и собственный взор на окружающий мир. Создавая новую экскурсию согласно определенным условиям, человек с помощью исследования приобретает и наращивает опыт. Имея идею либо тему экскурсии, человек ведет поиск, нужных сведений посреди множества повествований, изучит каждое из них. Исследование опирается на некоторую систему знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, то есть является научным. В зависимости от темы экскурсии научное исследование может быть маленьким либо продолжительным, требовать огромного количества литературы, написанной на различных языках различными авторами. Определенным мерилом в исследовании является гармония характеров, сочетание эмоционального настроя авторов повествований и создателя экскурсии. Поэтому каждый человек проводит свое научное исследование индивидуально и экскурсия у каждого своя.
Выводы по главе 1
1. Развить познавательную активность у старших дошкольников, имеющих слабое представление об окружающей действительности, достаточно сложно в рамках программы. В сложившейся ситуации формирование познавательной активности старших дошкольников, необходимо начинать с проведения познавательных экскурсий, благодаря которым, воспитанники приобретают новые навыки и умения.
2. Познавательная активность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать свое отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках и пр.
Активность старшего дошкольника на занятии прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность.
3. Экскурсия это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, галерея, предприятие, компания и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).
2. Опытно-поисковая работа по расширению кругозора воспитанников.
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы
Базой для исследования послужило МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12 г. Лениногорска».
Эксперимент включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контролирующий.
Констатирующий этап заключается, в выявлении уровня развития познавательной активности старших дошкольников.
Воспитанников подготовительной группы мы разделили на две группы: контрольные и опытно-поисковые. Получили: в контрольной и опытно-поисковой группах по 8 человек.
Для того чтобы выявить уровень развития познавательной активности, мы провели анкетирование. Пример анкетирования представлен в приложении 1 исследовательской работы.
В эксперименте использовалась балльная система оценивания. Оценки «3» соответствовали низкому уровню развития, оценка «4» среднему уровню и оценка «5» высокому уровню развития. Для оценивания по пятибалльной системе вводится следующая шкала: при выполнении от 90% до 100% присуждается 5 баллов; от 75 до 89% 4 балла; от 60 до 74% 3 балла.
Проанализировав результаты, мы получили, что средний уровень развития познавательной активности в контрольной группе– 3,11 балла, в опытно-поисковой – 3,07 балла, что свидетельствует об эквивалентности групп.
Уровень развития познавательной активности контрольной и опытно-поисковой групп можно считать одинаковым.
Следовательно, нашей задачей является – повысить уровень развития познавательной активности, проводя экскурсии. Так как у старших дошкольников недостаточно сформированы знания о родном крае, то для проведения познавательных экскурсий нами были выбраны краеведческий музей, художественная галерея, памятники архитектуры города Лениногорска, а также экскурсия на городское озеро.
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы
Целью формирующего этапа опытно-поисковой работы является повышение уровня развития познавательного интереса детей 5-7 лет, благодаря проведению экскурсий.
На данном этапе учащимся опытно-поисковых групп предложили участвовать в экскурсиях (продолжительность этапа с сентября 2011 г. по октябрь 2012 г.). В опытно-поисковой группе проводились экскурсии, в то время как в контрольной группе обучение велось традиционным образом, без проведения соответствующих экскурсий.
Ниже приведены примеры экскурсий для старших дошкольников (формирующий этап).
Экскурсия в краеведческий музей.
Музей был открыт в 1985 году как музей боевой и трудовой славы, что определило основную тематику на долгие годы. В нем собран богатейший материал об участниках революции, гражданской и Великой Отечественной войн. В то же время музей постоянно пополнял фонды, расширяя историческую тематику и дополняя ее этнографическими коллекциями. В собрании наибольшую ценность представляют: парадная сабля времен Гражданской войны, боевые награды, личные вещи восьми Героев Советского Союза, уроженцев края, книги дореволюционного издания, ювелирные украшения, фарфор, религиозно-культовые предметы. Многогранно представлена этнографическая коллекция. Это одежда татар, мордвы, чуваш, русских, крещеных татар, старинные полотенца, расшитые головные уборы, украшения. Богата коллекция домашней утвари: ткацкий станок, самовары, керосиновые лампы, утюги, ручная мельница и т. д. Фонды включают также документы, фотографии, предметы нумизматики, живопись, графику, изделия прикладного искусства. Их разнообразие позволяет комплексно представить в экспозиции историю и культуру края. В музее действуют три постоянные экспозиции: "Этнография края", "Зал Памяти", "История края, XIX век". Работает выставочный зал, где ежемесячно экспонируются новые художественно-декоративные, персональные, коммерческие выставки.
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания - 29.08.1983
дата открытия - 08.05.1985
9 мая - День Победы
18 мая - День музеев
22 июня - Начало Великой Отечественной войны (День памяти)
30 августа - День Республики Татарстан
18 июня - День города Лениногорска
2. Экскурсия на мемориальные комплексы.
Аллея Героев
Мемориальный комплекс был торжественно открыт Героем Советского Союза Саматом Салаховичем Садриевым в 1970 году по проспекту 50 лет Победы (ул. Свердлова) в знак искренней благодарности и вечной памяти об героизме тех, кто привнёс свою крупицу на весы победы в Великой Отечественной войне. [3] Ныне на территории мемориала располагаются памятник павшим (1970, Вечный огонь (1970, 12 обелисков с бюстами Героев Советского Союза (1998, Обелиск Славы (2002, барельеф трём полным кавалерам Ордена Славы (2010)[9], барельеф труженикам тыла (2011, барельеф увековечивающий память павших (2011).
Аллея нефтяников
Комплекс берёт своё начало от двух гранитных обелисков и широким бульваром спускается к вымощенной набережной.
Аллея Заслуженных нефтяников
Мемориальный комплекс состоящий из фонтана и 22 барельефов с именами и портретами тех, благодаря кому создавалась и развивалась нефтяная промышленность не только города и республики, но и всей страны в целом.
3. Экскурсия по родному городу.
Тема: «Достопримечательности города Лениногорска»
Памятник В. И. Ленину
Скульптура изображает В. И. Ленина в минуту выступления, его правая рука в решительном призыве обращена к народу. Памятник «Призывающий вождь» был создан скульптором Г. Д. Алексеевым, которому посчастливилось запечатлеть незабываемый образ Ленина непосредственно с натуры. Скульптуру получившую известность в 1924 году правительственной комиссией по увековечению памяти Ленина была утверждена для широкого «воспроизведения и распространения» во многих городах Союза, а одна из них установлена в Лениногорске.
Фонтан «Балерины»
Памятник павшим и Вечный огонь
Вечный огонь был торжественно зажжён Героем Советского Союза Саматом Салаховичем Садриевым в знак искренней благодарности и вечной памяти об героизме тех, кто привнёс свою крупицу на весы победы в Великой Отечественной войне.
Монумент первооткрывателям нефти Татарстана
Проект монумента разрабатывался совестно архитектором А. Печёркиным и скульптором Б. Н. Фузеевым. Сам монумент представляет собой выполненный из нержавеющей стали вырывающийся из-под земли нефтяной фонтан высотой 33 метра[4], опоясанный кольцом скульптурного рельефа диаметром 18 метров, высотой 2,5 метра. Это гигантское кольцо покоится на мощных пилонах, облицованных мрамором. Органически сочетая в себе высокую символику и исторический рассказ, это сооружение в полной мере раскрывает значимость такого события, как начало добычи нефти в Татарстане.
Монумент «Время»
Монумент изображающий механизм часов был установлен на месте первых палаток нефтяников давших начало рождению города и выступает символом связи поколений.
Бюст Г. Тукаю
Памятник представляет собой установленный на постамент бюст знаменитого татарского поэта, литературного критика, публициста, общественного деятеля и переводчика Габдуллы Тукая. В 2011 году памятник был реставрирован.
Чёрная ротонда
«Чёрная ротонда» установленная на пятидесятилетие города выполнена в виде расположенных по примеру ротонды колонн служащих опорой для смотровой площадки. По центру колоннады к смотровой площадке ведёт винтовая лестница.
Барельеф трём полным кавалерам ордена Славы
На барельефе изображены портреты трё х полных кавалеров Ордена Славы: Алаева Михаила Константиновича, Матыгуллина Габдуллы Мутыгулловича, Николаева Якова Ивановича
2.3. Контролирующий этап опытно-поисковой работы
После проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы мы провели повторное анкетирование (Приложение 2) в контрольных и опытно-поисковых группах.
Результаты оказались разными: в опытно-поисковых группах уровень познавательной активности оказался выше, чем в контрольных.
Средний уровень развития познавательной активности в контрольной группе – 3,20 балла, в опытно-поисковой – 3,53 балла, что свидетельствует о том, что развитие познавательной активности в опытно-поисковых группах происходило более эффективно.
Анализ результатов контрольного среза позволяет констатировать следующее:
1. Более высокий уровень развития познавательной активности у детей 6-7 лет опытно-поисковой группы, которые принимали участие в познавательных экскурсиях.
2. участие в познавательных экскурсиях значительно повышает уровень развития познавательной активности в среднем на 0,46 балла.
3. познавательные экскурсии как средство развития познавательной активности является результативной.
Выводы по главе 2
1. Базой опытно-поисковой работы послужило МБДОУ № 12.
3. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы были выбраны две группы: опытно-поисковая и контрольная. Эквивалентность групп обусловлена идентичностью уровней развития познавательного интереса, которую мы определили после проведения анкетирования.
4. После формирующего этапа опытно-поисковой работы, состоявшего из проведения познавательных экскурсий, мы повторно провели анкетирование для определения уровня развития познавательной активности. Результаты оказались разными: у учеников опытно-поисковой группы, принимавших участие в проведении познавательных экскурсий уровень развития познавательной активности оказался выше в среднем на 0,46 балла, что говорит об эффективности проведенной опытно-поисковой работы.
Таким образом, мы экспериментально проверили эффективность проведения познавательных экскурсий в развитии познавательной активности старших дошкольников, что говорит о том, что поставленная нами цель достигнута и гипотеза подтверждена.
Библиографический список
1. Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 286 с.
2. Клепинина З. А. Природа и люди. Книга для учителей начальных классов. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2001. – с. 352.
3. Ляскин М. П. Методика подготовки и проведения экскурсии : Учеб. пособие. – М. : ЦРИБ «Турист», 1980. – 325 c.
4. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : «Мозаика-синтез», 2004. - 112 с.
5.. Сухарев Ю. Ф. Учебно – методическое пособие к учебнику природоведения. Чапаевск 1998 г.
6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в начальной школе - М. : Изд. центр «Карапуз», 2001. - 432 с.