Людмила Атласова
Опыт внедрения инструментов 5 с в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В ноябре 2023 года мы с командой участвовали в конкурсе «Лидер бережливости».
Каждая образовательная организация могла выбрать проектную инициативу, которая будет направлена на улучшение образовательных процессов.
Экспертной комиссии представили наш проект «Оптимизация рабочего места кабинета ИЗО по системе 5 С».
Актуальность
Мы хотим сохранить ресурс человеческих возможностей, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни.
Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека, должен принимать в этом процессе непосредственное участие.
Для успешной и продуктивной работы педагога необходимо правильно организовать рабочее место, так как большое количество времени педагог проводит на работе.
Разработанную в Японии систему 5 С необходимо применять при организации рабочего места, потому что она универсальна.
Одним из методов бережливого производства является система 5S.
Система 5S –включает 5 несложных правил:
• соблюдай порядок,
• сортируй,
• стандартизируй,
• содержи в чистоте,
• совершенствуй.
Эта система позволит организовать рабочее пространство, обеспечивающее безопасное и эффективное выполнение работы. Являясь, на первый взгляд, набором простых и очевидных правил, 5S призван сформировать определенную культуру. Это больше чем инструкции, это часть идеологии бережливого отношения к самому себе и своему рабочему окружению.
Это позволит повысить качество рабочего процесса посредством сокращения количества ненужных движений.
Философия 5 С
5 С – это не просто «стандартизация уборки».
5 С – это философия малозатратного успешного, бережливого производства.
Бережливое производство помогает видеть потери энергии, времени и устранить их.
Вы сможете делать больше, а уставать меньше.
Данная философия/концепция производства подразумевает, что каждый сотрудник предприятия от уборщицы до директора выполняет эти 5 простых правил.
Основной плюс - система универсальна, действия не требуют применения новых управленческих технологий и теорий.
Вернемся к проекту
Ключевой риск – Неудовлетворённость рабочим местом.
Проблемы:
1. Длительное время на поиск материала для занятий;
2. Нет зонирования кабинета и единого стиля в оформлении рабочего места;
3. Нехватка полок для материала;
4. Много времени тратится на уборку между каждой группой детей;
5. Несовершенная система хранения.
Цели проекта:
1. Сокращение времени на подготовку материала для каждого ребёнка;
2. Сокращение времени на уборку после каждого занятия;
3. Сокращение времени на сбор и возвращение детей в группы;
4. Отделить кабинет от сенсорного уголка;
5. Добавить зону для лепки;
Название составляющего элемента системы
5 S Производимые действия для улучшения состояния рабочего места
Сортировка
- Провели анализ размещения материалов в кабинете ИЗО по степени полезности. Необходимо оставить только то, что нужно сегодня и сейчас в заданном количестве.
- удаление всех не нужных материалов, перенесли в красную зону те материалы, документы, пособия, которые пока не используются и не требующие постоянного пользования;
- освободили рабочий стол от лишних документов, папок, детских рисунков;
- обеспечение кабинета папками для хранения
Реализовали: Дали жизнь вторичному сырью.
- собрали вторичное сырьё на кухне (картонные коробки, контейнеры);
- изготовили и распечатали стикеры на контейнеры, папки и полки для хранения;
- изготовили самостоятельно папки из картонных ящиков для хранения репродукции и разных видов бумаги;
- разложили материал для творчества по контейнерам;
- родители изготовили стеллаж для зоны лепки;
Самоорганизация
(соблюдение порядка)
-соблюдение наведенного порядка, с целью исключения временных затрат на новые сортировки;
- нахождение предмета на своем месте не создает препятствий в деле его поиска и значительно экономит время;
- расположение предметов так, чтобы (соблюдение порядка) их было удобно брать, не теряя времени. Для этого следует положить каждый предмет туда, где он используется. Все должно находиться на своих местах, в чистоте и готовности к применению в работе
Содержание в чистоте
- своевременная уборка материалов в постоянном режиме;
- недопущение скапливания «бумаг» на столах, в шкафах вне закрепленных папок.
Регулярная проверка чистоты рабочего места, его уборка и исключение причины загрязнения
Стандартизация
Хранения учебно-методических материалов и средств обучения в ящиках рабочего стола, папках для хранения учебно-методических материалов. Материалы для творчества находятся в контейнерах.
Совершенствование
Разделили кабинет на две зоны, где могут заниматься два педагога, если смены совпали. Мы не хотели использовать сложный материал, чтобы он утяжелял пространство. Поэтому использовали натуральную ткань (лен) для штор. Кабинет получился светлым, достаточно освещенным.
Детишки заметили, как изменился кабинет, он стал уютным и очень светлым. И теперь, они с огромным удовольствием путешествуют в этом удивительном мире, под названием творчество!
Прогнозирование результатов
Внедрение бережливых технологий в процесс деятельности требует от педагога ответственного отношения к своему рабочему месту.
Данная система будет способствовать приучению детей к порядку и содержанию своего игрового места, шкафчика для одежды и др. в полном порядке и стремиться к совершенствованию, бережному отношению к игрушкам и материалам и соблюдение чистоты.
С поставленными целями мы справились.
Результативность:
- оптимизация рабочего времени;
- повышение качества образования;
- оснащение и размещение средств и предметов орудий труда в определенном порядке с целью создания условий для высокоэффективного и безопасного труда при возможно меньших физических нагрузках и минимальных нервных напряжений.
Возможные негативные проявления в ходе реализации проекта:
1. Отсутствие возможности поставить дополнительно шкаф для пособий, закрепить полки на стены, так как недостаток свободного места.
2. Отсутствие финансовых возможностей для приобретения недостающего оборудования и его замены из-за повышения цен на канцелярский материал;
Бережливое производство сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т. д.
Образование имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами.
Потери в образовательной сфере
1. Устаревшие базы данных и информация, избыточные архивы, незавершенные дела, ошибки и пропуски в данных, непонятные требования, инструкции, лишняя переписка, выполнение работы, не создающей ценности.
2. Подготовка ненужных копий документов, нечеткие должностные инструкции.
3. Длительные сроки согласования и принятия решений, ожидание в очередях, ожидание информации и другие административные барьеры.
4. Лишнее передвижение: непрофильная работа (за обслуживающий персонал)
5. Лишнее перемещение: излишний документооборот, архивирование документов; неэффективность внутренних систем коммуникации (накопление непрочитанных сообщений и т. п.)
Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современную организацию рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, «формирования бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам».
В процессе внедрения принципов бережливого производства планируется по-новому организовать рабочее пространство кабинетов, групп, рекреационных зон, разработать инструкции по работе с электронными ресурсами для воспитателей, родителей.
В детском саду должны выработать алгоритмы, которые позволят оптимизировать процессы в детском саду. Например, уборку игрушек, системы рационализации, которые будут внедряться и в других дошкольных учреждениях. В детском саду используются указатели направления движения, цветовые кодировки, проводиться стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников.
«Бережливое производство» - это СИСТЕМА ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ, направленная на устранение потерь и оптимизацию процессов.
Суть бережливых технологий в том, что в учреждении сокращаются так называемые «издержки» — то есть лишние действия сотрудников, непрофильная для них работа, и в результате ПОВЫШАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА.
Бережливые технологии в ДОУ направлены
• Улучшение образовательного процесса, оптимизация работы
• Повышение качества образования
• Сокращение временных и финансовых потерь
• Повышение трудоспособности сотрудников и сохранение человеческих ресурсов
• Развитие образовательной организации
• Дополнительным воспитательное средство обучающихся.
•
Задачи внедрения бережливых технологий являются:
• Внедрение культуры постоянного совершенствования во всех сферах деятельности;
• Развитие навыков выявления и решения проблем;
• Развитие лидерских качеств у сотрудников;
• повышение эффективности организации образовательной деятельности ДОУ
• повышение удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг;
• освобождение времени для самообразования и творчества;
• повышение удовлетворенности воспитанников и педагогов
• Ожидаемые эффекты:
• оптимизация и визуализация текущих процессов в детском саду;
• исключение из них ненужных избыточных действий воспитанников и педагогов;
• эффективное использование времени педагогов и воспитанников.