Наталья Мельникова
Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы социального педагога Мельниковой Натальи Александровны на тему «Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста»
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.
Темочки:
Методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств.
К средствам формирования толерантности можно отнести :
• традиции;
• общение;
• художественная литература;
• сказки;
• пословицы и поговорки;
• национальные куклы;
• подвижные игры, с использованием национальных атрибутов;
• проектная деятельность;
• произведения искусства и др.
Формы воспитания толерантности :
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Мероприятия и разные виды деятельности дошкольников :
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры и игры других народов;
4) проведение русских народных праздников в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей; праздников народов Востока и мусульманских стран;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
На занятиях использовали разнообразные методические приё мы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
• развитие умений невербального общения
• развитие чувства близости с другими
• развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей гармонизацию осознания своего имени, фамилии
• развитие умения соблюдать дистанцию в общении
• развитие умения понимать настроение окружающих
• регулирование своего поведения
• проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения, направленные на:
воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми, воспитание уважения к людям различных национальностей и рас
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности – рисование
В работе с детьми были использованы:
• Беседы
• Проекты
• Конструирование
• Видеопросмотры
• Экскурсии
• Целевые прогулки
• Фольклорные и тематические праздники
• Театрализованные представления
Работа с родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого я использую разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Мероприятия с родителями:
• круглый стол;
• тренинги, семейные игротеки;
• тематические дни в ДОУ;
• консультативный пункт;
• Анкетирование
• Совместные праздники
• Конкурс «Моя родословная»
• Конкурсы совместных рисунков
• Выставки
Цикл проводимых мероприятий позволяет мне в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).