Ирина Заиновна
Опыт работы в группе общеразвивающей направленности детей 5–6 лет «Лепка из глины»
▼ Скачать + Заказать документы
Глиняная игрушка … как и когда она возникла? Я думаю тогда, когда в тихие длинные вечера в русской избе слушали бабушкины сказки и взрослые хотели порадовать своих детей - из кусочка глины волшебным образом появлялась игрушка.
Вот и мы решили познакомить детей с такой далекой, незнакомой глиняной игрушкой. И не просто, познакомить, но и научить лепить собственными руками.
Публикация «Опыт работы в группе общеразвивающей направленности детей 5–6 лет „Лепка из глины“» размещена в разделах
Начали мы работу с мини-выставки глиняных изделий. Дети с удовольствием рассматривали глиняных лошадок, петушков, барышень, и глиняную избушку на курьих ножках. Рассказали детям, каким образом добывается глина, показали несколько видов глины. Читали сказки и рассказы о различных промыслах, рассматривали иллюстрации, смотрели видеофильмы.
На следующих занятиях дети познакомились с глиной как с природным материалом, его свойствами. Дети трогали, щупали глину. Мы учили детей не бояться испачкаться. Показали, что глина «любит» воду, но не в большом количестве. Затем предложили детям попробовать слепить шарик или «колбаску». Конечно, не все дети проявили желание работать с глиной, многим детям было трудно понять, что это такое. Ведь глина не похожа на пластилин или космический песок, да еще и требует сноровки и терпения.
Практические занятия начали с самой простой, доступной, близкой и понятной детям – Филимоновской уточки. Подготовили выставку иллюстраций, готовых форм. Познакомили детей с особенностями всех Филимоновских игрушек. Старались, чтобы с первых занятий у детей появился интерес и желание работать с глиной. Уточку лепили из целого куска, примазывали крылышки, оттягивали хвостик. На следующем занятии белили игрушку, а затем расписывали.
Все элементы: мазки, точки, овалы, прямые и пересекающиеся линии дети сначала рисовали на бумаге, затем переносили на готовое изделие.
Часто дети лепили не одинокую игрушку, а с детенышем. Например, если это уточка, то обязательно рядом гнездо с яйцом. Или лепили лошадку с жеребенком. Так обращали внимание детей на патриотическое воспитание, любовь к близким и к своей семье.
После таких занятий все дети проявляли желание слепить что-нибудь и обязательно показать своим родителям! А мы, конечно, поощряли детей на новые достижения.
Гжельская посуда – чашки, тарелочки, вазы. Изделия эти просты, но роспись для детей оказалась сложной. Размеры изделий небольшие и детям было трудно располагать элементы на изделиях. Посуду дети учились лепить разными способами: конструктивным, пластическим. И даже при помощи «спиралек». Сначала дети раскатывали длинные полоски, а затем складывали их «по спирали». Эта работа заняла много времени и труда.
Абашевская игрушка – птички, лошадки, козлики. Эти игрушки более сложны, поэтому дети учились лепить последовательно, от простого к сложному. Трудно было детям «вытягивать» детали из целого куска. Например, ноги из куска овала или «примазывать» шею к туловищу. Большинству детей нужна была помощь взрослого. Но зато, когда дети расписывали игрушку, радости не было предела, ведь отдельные детали нужно окрасить золотой краской!
В течении первого полугодия мы познакомили детей с некоторыми видами глиняной игрушки, учили работать с глиной и аккуратно расписывать по образцу.
Во втором полугодии некоторые дети уже могли самостоятельно выбирать способ лепки : из целого куска, из отдельных частей. Конечно же, техника лепки не всегда удавалась детям сразу: кому–то не удавалось сглаживание, а другому ребенку – примазывание. Мы учили детей работать с водой - использовать, чтобы изделие было не столько влажным и наоборот, не очень сухим, тогда оно раскалывается, да и просто не лепится.
Наглядным результатом детской деятельности могли бы быть выставки игрушек, но как только игрушка была готова, каждый ребенок с гордостью забирал игрушку домой, чтобы поставить ее на полочку «своих достижений».
И пусть наши игрушки не высокого качества, но главное, что дети получили радость от процесса труда, и его результата. Нам важно, что ребенок в конце занятия получил продукт своего труда. Это первая маленькая личная победа ребенка – «Я могу, я умею, я сам!»