Раиля Яфарова
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
Тема: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию
Подготовила:
Яфарова Раиля Хайдаровна
воспитатель МДОАУ №143
г. Оренбург 2022 г.
Добрый день, уважаемые педагоги!
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Публикация «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Современные дети растут в эпоху, очень отличающуюся от времени их родителей; мало знают о родном городе, селе, стране, особенностях народных традиций, искажены представления о патриотизме, доброте. Изменилось и отношение людей к Родине.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно в игровой деятельности достигаются основные педагогические задачи образовательного и воспитательного характера. И если не созданы необходимые условия для игр детей,не обеспечена предметно-развивающая среда,то не может быть и речи о развитии ребенка,а тем более о его дошкольном образовании.
Уровень представлений детей о патриотизме во многомзависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе
В нашей группе для детей 6 -7 лет мы постарались смоделировать предметно-пространственную развивающую среду так, чтобы нравственно-патриотическое воспитание отразилось во всех направлениях образовательной деятельности.
1. Физическое направление.
В группе создан центр «Физическое здоровье», кроме традиционного и нетрадиционного спортивного оборудования, которое используется детьми в течение дня, мы разместили здесь альбом для рассматривания: «Великие спортсмены», «Наши спортсмены» (в настоящее время проходит олимпиада в Пекине. И очень важновоспитывать в детях гордость за спортивные достижения нашей страны).
Мы ежедневно обсуждаем, в каких видах спорта наши спортсмены выступают, какие награды получают. Это повышает интерес детей к спорту. В этом центе представлены так же альбомы для рассматривания «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», дидактические игры, подборка игр народов мира,энциклопедия «Спорт»
2. Познавательное развитие.
Здесь представлены энциклопедии, которые меняются в зависимости от времени года и тематики, также представлены альбомы для рассматривания «Зимние праздники в России», «Природа и климат», «Природные явления».
Совместно с родителями изготовили альбом «Гербарии родного края»
В этой зоне размещены портреты великих людей России.
25 января мы познакомим детей с великим русским ученым М. В. Ломоносовым-основатель московского университета
Расширять представления детей о многообразии растительного и животного мира позволяют энциклопедии «Животный мир России»,наглядно-дидактические пособия, дидактические игры,а также размещены иллюстрации родной природы в разное время года,которые позволяют детям видеть красоту окружающего мира,полюбить её всей душой. Дети могут найти и увидеть животных и растительный мир не только в России, но и других стран.
3. Социально-коммуникативное направление
В этой зоне представлен глобус, который дает представление ребенку о границах нашего государства, знакомит с другими государствами, здесь представлены познавательные книги и альбомы по патриотическому воспитанию,сменный материал (лэпбук «Семья», «9 Мая», «23 февраля –День Защитника Отечества») в соответствии с проходимой на занятиях темой, тематические альбомы,дидактические игры. Хотим представить вашему вниманию лэпбук «Русская береза-символ России».Через любовь к русской березе-символу России в детях воспитываем чувства патриотизма. Для углубления представлений ребенка о семье и ее истории вместе с родителями мыизготовилилэпбук «Семья».
А также используем сюжетно- ролевые игры как одну из активных форм работы по патриотическому воспитанию. В нашей группе представлены игры «Семья», «Пожарные», «Магазин», «Больница». Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа.
В преддверии праздника «Дня Защитника Отечества» мы вместе с детьми с удовольствием играли в новую сюжетно-ролевую игру «Пограничники». Идея родилась после чтения рассказа воспитателя «Граница рядом» (рассказ о пограничниках – людях, защищающих рубежи нашей страны).
Хотим представить вам центр «Я – Оренбуржец». Этот центр помогает нам реализовать часть нашей образовательной программы. Здесь вы можете увидеть главный символ Оренбуржья – Оренбургский пуховый платок. А также куклы в национальных костюмах, которые тематически сменяются.
Размещены альбомы «Родной край», атлас Оренбургской области, лэпбук «Оренбургская область», знакомим детей с достопримечательностями города (макет «Никольский кафедральный собор», а также с полезными ископаемыми нашего края).Вместе с родителями изготовили лэпбук «Красная книга Оренбургской области», где знакомим с редкими животными и растениями родного края,формируем интерес к живой природе.
Предлагаем вашему вниманию центр безопасности, где с помощью дидактического материала и дидактических игр помогаем детям овладевать элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» .Совместно с родителями мы собрали макеты безопасного маршрута детей в детский сад.
4. Речевое развитие
Речевое развитие нашло свое отражение в речевой зоне. Здесь представлены произведения русских писателей по программе, портреты писателей, их произведения, которые мы читаем и обсуждаем, иллюстрации к этим произведениям. Также мы знакомим детей и с зарубежными писателями.
В этой зоне представлены речевые игры. Которые позволяют детям закреплять знания о звуках русского языка («Назови одним словом», «Найди звук в слове»).
Книга пословиц и поговорок, которая позволяет нам ежедневно знакомить детей с народной мудростью. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так ив прошлом. А также знакомим с произведениями устного народного творчества,которые формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Разучиваем стихи о ВОВ, читаем рассказы о детях и подростках участвовавших в борьбе с захватчиками.
5. Художественно-эстетическое направление.
Одним из средств патриотического воспитания является художественная литература. В нашей группе с детьми мы ежедневно читаем и обсуждаемпрочитанное. Подбирали книги с красочными иллюстрациями, так как они помогают понять смысл произведения. В преддверии праздника с детьми читаем произведения патриотического содержания.
Вместе с детьми мы прослушиваем и поём музыкальные произведения патриотического характера, а также знакомим с музыкальными инструментами народов мира, с русскими композиторами и музыкантами родного края. Слушая песни ребята могут радоваться или печалиться,ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то,чего нельзя наблюдать в окружающей жизни.
Выразить своивпечатления о прочитанном дети могут в изобразительной деятельности.
Рисование – одно из самых интересных занятий для детей. Чаще всего дети рисуют свою семью, дом, город. Для детей здесь представлены альбомы для рассматривания «Русские народные промыслы», «Русские художники», знакомим с картинами великих художников, обращаем внимание на красоты нашей родины. Совместно с родителями изготовлен альбом для группы «Рисую мою семью».
Приближается праздник – мы с детьми готовим поделки для наших защитников.
Любовь к Родине прививается созданием акцента на особенностях народной культуры.
Хотим представить вам коллекцию нашей группы «Деревянные ложки» ,которую мы собирали совместно с родителями.
Цель создания этой коллекции прежде всего познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете и тем самым вызывая интерес у детей к родной культуре, а также приобщаем детей к исконным русским традициям, изучение промыслов родной страны, обычаев.
Уважаемые педагоги!
Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма-задача сложная и длительная.
Только постоянная и планомерная совместная работа педагогов и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма,гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов.
А правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда по воспитанию патриотических чувств и ценностей в этом только поможет.