сюткина наталья
Проект «Живут в России разные народы» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ РАБОТЫ
ПО ТЕМЕ: «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через проектную деятельность»
Аннотация
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Актуальность
Публикация «Проект „Живут в России разные народы“ для старшей группы» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Особенно актуально решение этой проблемы в дошкольном возрасте, так как в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе.
Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников и наиболее целесообразной для решения задач нравственно-патриотического воспитания является проектный метод обучения.
Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Целесообразность использования проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников в том, что метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем и объединить детей, родителей (законных представителей) и педагогов дошкольной организации в совместной деятельности.
Поэтому я выбрала тему проекта: «Живут в России разные народы»
Проект информационно-практический, групповой, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: С 01.10.2024 – 02.11.2024 года
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.
Цель проекта: Формировать представления о России как многонациональной, единой стране; способствовать развитию толерантности и уважения к людям разной национальности.
Задачи проекта:
• обобщать и расширять знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках разных народов России;
• приобщать к истокам народной культуры;
• развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
• воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям;
• формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Предполагаемый результат проекта:
• пополнение знаний о народах России;
• представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов;
• знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами;
• овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Этапы работы над проектом:
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - в группе создали
предметно – развивающую среду патриотической направленности:
- оборудовали центр «Моя Родина - Россия»;
- подобрали литературу, фотографии, иллюстрации, стихотворения, рассказы;
- подобрали: дидактические игры, раскраски: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др. ;
- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
- рассматривание глобуса
2 этап – ОСНОВНОЙ - реализация плана мероприятий проекта.
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ - выставка творческих работ детей. Итоговое занятие в старшей группе «День народного единства».
Механизм реализации проекта.
Этапы Мероприятия
I – этап
Информационно-накопительный:
с 01.10.2024г. по 11.10.2024 г. - Изучение интереса детей, родителей, для определения целей проекта.
-Провела опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории России;
- Убедить участников проекта (родителей) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике.
II – этап
Организационно-практический
с 14.10.2024 г. по 29.10.2024 г. 1. Беседа «Наша страна – Россия» - воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну;
- активизировать в речи детей слова: Родина, Россия, народы России;
2. Беседа «Традиции и обычаи русского народа»
3. Занятие «Путешествие по России» - расширить представление детей о России как стране, в которой они живут; о её столице; закреплять и обобщать знания детей о символах России.
4. Рисование флага Российской Федерации
- воспитывать чувство патриотизма
5. Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Проведение цикла тематических занятий.
Разучивание песен, стихов о Родине, России.
- формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну
6. Рисование русского народного женского костюма.
- знакомить детей с различными костюмами народов России; формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.
7. Разучивание русских народных игр «На горе то калина», «Тетерка» и т. д. - продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России.
8. Чтение методической и художественной литературы - зажечь искорку любви и интереса к жизни наших предков.
9. Беседа «Народная культура и традиции разных народов» - вызывать интерес к культурам других народов, воспитывать чувство толерантности.
10. Занятие «Народы России» - познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
11. Дидактические игры «Угадай орнамент», «Дорисуй орнамент», «Найди пару»;
- закрепить знания орнаментов; развивать память, мышление, эстетическое восприятие.
12. Подвижные игры народов Кавказа: «Пастух и овцы», «Под буркой» - научить договариваться, мириться, убеждать, действовать, соблюдать правила игры.
13. Подбор пословиц, поговорок, загадок о Родине, России, крае;
- подборка «Энциклопедические данные о народах России»;
- подборка «Игры народов России»;
- подборка «Сказки народов России»;
- подборка «Методические разработки»;
- подборка «Иллюстративный материал»;
III – этап
Итоговый
с 30.10.2024г. по 02.11.2024г. - Выставка продуктов детской деятельности.
- Итоговое занятие «День народного единства
- Итоговый мониторинг с воспитанниками
- Анализ деятельности, его результаты.
Условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Педагогические методы, используемые в процессе реализации проекта;
-словесные (объяснения, рассказ, чтение, беседа);
-наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ, иллюстрирование)
-практический (дидактические игры, подвижные игры, игры драматизации, загадки, игровые действия, продуктивная деятельность)
Педагогические формы, используемые в процессе реализации проекта:
-индивидуальная:
-групповая;
-фронтальная.
Педагогические средства, используемые в процессе проекта:
- визуальные (игрушки, картинки);
- аудиальные (магнитофон, музыкальные инструменты, аудиозаписи);
-аудиовизуальные (видеофильм, музыкальная презентация, звуковой фильм);
- словесные (книги, энциклопедии).