Наталья Морозова
Опыт работы (самообразование за 2016–2017 год)
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения.
Актуальность.
Публикация «Опыт работы (самообразование за 2016–2017 год)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». Время не ждет, работу необходимо начинать сейчас.
Исходя из этого, я выбрала тему по самообразованию «Использование малых форм фольклора в развитии речи в младшем возрасте»
Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи:
Развивающие задачи:
- Развивать речевые способности детей раннего возраста;
-Расширять словарный запас;
-Формировать связную речь;
Образовательная задача:
- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
После выбора темы, были поставлены цели и задачи. Затем, я начала искать литературу, которая могла бы помочь составить конкретный план по развитию речи детей. Изучила опыт работы Мидаковой Г. К. (наставник). Ознакомилась с опытом работы с сайта MAAM.RU Татьяны Бойко «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста». Изучила статью «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей». Составила картотеку с потешками. После всей изученной литературы я составила тематическое планирование, которое реализовала в течении года.
Затем, разработала методические рекомендации для педагогов раннего возраста «Использование фольклора в режимных моментах в условиях детского сада».
Далее я составила перспективный план работы с родителями на год. Провела консультация для родителей на тему «Роль устного народного творчества в жизни ребенка». В начале и в конце года провела анкетирование, где было выявлено, что совместная работа ДОУ и родителей благотворно влияет на развитие речи ребенка.
Так же провела открытое занятие по развитию речи «Петя, петушок».
Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, использование в работе малых фольклорных форм, помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать под ритм произношения потешек, прибауток, пестушек, закличек т. е. всесторонне развивает ребёнка.
Используя фольклор в работе можно сделать следующие выводы: дети без капризов просыпаются под звуки соответствующей песни; охотно выполняют утреннюю зарядку, принимают водные процедуры, одеваются и выполняют другие режимные моменты; воспроизведение соответствующей песни побуждает детей к самостоятельному выполнению соответствующих режимных моментов; знают порядок одевания, выполнения гигиенических процедур; стали увереннее и охотнее одеваться (проблема с одеванием детей быстро исчезает); с удовольствием причесываются под песню; аккуратней раздеваются; во время прослушивания песни о поведении за столом дети сами (без напоминаний воспитателя) начинают пользоваться салфетками, выпрямляют спину, правильно ставят ноги и т. п. Естественно, только лишь прослушивания песен недостаточно для того, чтобы сформировались навыки самообслуживания. Но они создают хорошую атмосферу, настраивают детей на то, чтобы такие навыки формировать.