Лучший педагог года

Опыт работы «Роль сказки в эмоциональном развитии малышей»

Елена Щербинина
Опыт работы «Роль сказки в эмоциональном развитии малышей»
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сказки в эмоциональном развитии малышей

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №5 комбинированного вида»

Опыт работы

«Роль сказки в эмоциональном развитии малышей»

Воспитатель: Щербинина Е. И.

г. Ефремов 2021

Публикация «Опыт работы „Роль сказки в эмоциональном развитии малышей“» размещена в разделах

Целью опыта работы является выявление влияния роли сказок на развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Объект опыта - процесс развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Предмет опыта - сказка, способствующая развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Поставленная цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть следующие Задачи: 1. Учить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по опыту работы. 2. Проанализировать особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. 3. Подобрать диагностические методики и провести диагностику по выявлению уровней развития эмоциональной сферы у младших дошкольников, проанализировать результаты и сделать выводы. 3. Рассмотреть роль сказки в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста. 4. Разработать комплекс занятий с использованием сказки, направленный на развитие эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста. 5. Экспериментально обосновать влияние сказки на развитие положительной эмоциональной сферы личности дошкольников.

Работа проводилась с детьми 1,5-3,5 лет, в зависимости от набора детей на данный год. Ни одну из педагогических задач невозможно решить, не установив с ребенком дружеских, доверительных отношений, не создав в детском коллективе эмоционально положительную психологическую обстановку. Данная задача только на первый взгляд кажется легкой. На самом деле надо немало потрудиться, чтобы ребенок впустил тебя в свой мир.

Практическая часть.

Период адаптации для малышей к детскому саду.

Я работаю воспитателем с самыми маленькими детьми в нашем детском саду (1,2 - 3,5) : первая младшая группа и вторая группа раннего возраста. Почти каждый год приходится принимать новых малышей, проживать с каждым из них свою адаптацию. А это очень непросто. Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, особенно для малышей. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое большое помещение, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т. д. В этом случае необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Воспитатель вместе с родителями в первый месяц посещения детей детского сада ведет адаптационные листы, в которых отражены аппетит, сон, общение, а так же эмоциональное состояние малышей.

Некоторые воспитатели, поработавшие в старших группах, не хотят идти работать в ясельные группы. Чтобы снять у ребенка стресс расставания с родителями от воспитателя требуется немало душевного тепла и сил. Окрик, грозное слово здесь не работают! Малыши – это тоже дети, но другие, у них только начинают формироваться многие процессы, качества, характер. В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку.

Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Немалый опыт работы и длительные наблюдения позволили сделать вывод о том, что именно сказка способствует всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, а также благотворно влияет на эмоциональный мир детей. Решив приобщать детей к миру сказки, я поставила перед собой следующие цели: развитие и коррекция социального, эмоционального, интеллектуального потенциала ребенка; формирование его позитивной самооценки и положительных качеств личности. В русском фольклоре существует множество сказок, которые интересны и доступны для понимания малышей. Сказки для детей нашего возраста такие: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята», «Три медведя», «Маша и медведь». У нас в группе каждой сказки имеется по несколько разных книг, с яркими красочными иллюстрациями. Потому что малыши любят слушать одну и ту же сказку несколько раз, с большим интересом рассматривают иллюстрации в книгах. Мы вместе с подменным воспитателем тщательно разрабатываем сценарий сказок – спектаклей, развлечений, театрализованных игр, учитывая возрастные особенности и уровень нервно-психического развития детей. Развитие эмоциональной сферы детей, я считаю приоритетной задачей во время адаптационного периода. Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия, которая позволяет распознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Кроме того, сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка. - Потребность в автономности. В каждой сказке герой на протяжении всего пути действует самостоятельно, сам делает выбор, сам принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. - Потребность в компетентности. Герой способен преодолеть невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем. - Потребность в активности. Герой всегда активен, все время находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, и в результате у него появляются не только более глубокие представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, иное эмоциональное отношение к ним. Сказка особенно эффективна при работе с малышами.

Наша работа с детьми.

Дошкольное детство – это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. В своей работе я преследую цель – создать каждому ребенку в группе возможность для развития способностей широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Реализации моей цели способствует образовательная программа нашего детского сада. Образовательная программа разработана с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. Программа «Детство» 2014 года – это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года). Реализация программы и моя деятельность невозвожна без соблюдения психолого – педагогических условий: - уважение к человеческому достоинству воспитанников; - формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; - организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом каждого ребенка через:

дифференцированные задания в процессе НОД;

сотрудничество ребенка и взрослого в течение дня;

участие детей в выборе содержания своего образования;

учет регионального компонента и уровня здоровья детей при календарном планировании;

создание широких возможностей для развития самостоятельных игр детей, обеспечивая игровое время и пространство для развертывания игры;

- построение образовательного процесса как открытой системы с полноправным участием родителей:

открытые показы НОД для родителей;

беседы и консультации;

консультации специалистов через консультативный пункт на сайте детского сада;

- организация педагогического мониторинга для понимания ребенка, оценки его успехов и прогнозирования перспектив его развития.

Очень важно, чтобы при детском общении и взаимодействии взрослого и ребенка поддерживались очень теплые отношения, основанные на взаимном уважении. Мне помогает справиться с этой целью сказка.

Сказочный герой всегда интересен малышу, с ним он быстрее пойдет на контакт, захочет общаться, потрогать его, обнять, улыбнуться.

В нашей группе есть полочка театрализованных игр, там стоят разные сказочные герои, которые часто спускаются к детям и ведут с ними беседу, тем самым, - помогают взрослому наладить контакт с детьми, создать положительный эмоциональный настрой, выручат взрослого из затруднительной ситуации.

И вообще, в нашей группе «Пчелки» создана предметно-развивающая среда с учетом возраста детей, доступности, безопасности. Много различных зон и центров. Очень нравится малышам Центр чтения и рассматривания иллюстраций «Сказочный домик».

Содержание центра, его оформление тоже постоянно меняется в зависимости от целей, задач, интересов детей на данное время. А еще уголок часто приходится обновлять, так как он находится в полной доступности малышей. Дошколятам всегда все интересно попробовать, помять, подергать, порвать, пожевать. Мы за это детей не ругаем. Без этого никак! Дети растут, набираются опыта, получают новые знания и умения. Потом, учитывая возраст, конечно же, мы прививаем малышам умение бережно относиться к книгам.

С каждым годом все больше и больше прихожу к выводу, что сказки очень нужны малышам, очень помогают взрослым. Поэтому я выбрала такую тему для своего опыта работы.

По опросам родителей, проведением анкетирования можно сказать, что дома родители мало читают детям сказки, чаще включают мультфильмы. С родителями тоже ведутся беседы на эту тему, предлагаются консультации. Все можно увидеть в приложении к опыту работы.

Так же, мной была собрана и разработана картотека дидактических игр по любимым сказкам для малышей (от 1 года до 3 лет). (См. приложение)

Дети с удовольствием играют в эти игры. Задачи в них можно менять, усложнять, корректировать в зависимости от ситуации, интересов детей и их способностей.

К концу учебного года мы с детьми разыгрывает уже знакомые и любимые сказки. Детям это очень нравится. Они получают от этого кучу радостных эмоций и положительных переживаний.

У нас уже есть свои сказки, которые родились в нашей группе. Мы через это прошли, и мне они очень дороги. Я вижу, как растут дети, какими они пришли когда-то в садик и какими стали. Приятно смотреть на детские радостные эмоции. Эти сказки так же можно увидеть в приложении к опыту работы.

В зимнее время сказочных героев можно слепить из снега. Что мы когда-то и сделали. Дети и взрослые были в восторге от объемных снежных композиций. Сейчас остались теплые приятные воспоминания.

Заключение.

По результатам работы можно сделать следующие выводы. Развитие положительной эмоциональной сферы является одним из центральных новообразований развития в младшем дошкольном возрасте, особенно в период адаптации. Так как, малыш только начинает посещать детский сад, и без положительных добрых эмоции здесь не обойтись. Это новообразование неразрывно связано с развитием речи малышей, познавательных процессов (воображением, мышлением, восприятием, а также с формированием новых мотивов поведения ребенка. Весь предшествующий ход эмоционального развития определяет становление основного механизма - развитие эмоциональной сферы дошкольника неразрывно связано с его общением со взрослыми с сверстниками. Успешное развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста возможно при всестороннем учете особенностей указанных психических состояний процесса и создании необходимых условий для развития положительной эмоциональной сферы.

Неиссякаемым источником развития положительных эмоций детей младшего дошкольного возраста являются сказки. Влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в сказочной форме ребёнок способен выразить собственные эмоции и чувства. Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения чувств ребёнка, для становления его эмоциональной сферы. Формы знакомства ребенка со сказкой : традиционные и инновационные. Применение сказки обеспечивает положительные эмоции, развивает способность выражать собственные эмоции, подражать сказочным героям. Результаты диагностического исследования показали, что дети учатся выражать свои эмоции через сказку, которая знакома и любима им. В опыте работы мной был разработан комплекс занятий, с использованием сказки или сказочных персонажей, направленных на развитие показателей эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. В содержание занятий вошли русские народные сказки, которые соответствуют возрасту детей: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Три медведя». Выбор содержания, форм и методов организации занятий должен обеспечить положительный результат в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников, а именно: - эффективно развивать способности детей к распознаванию эмоций и эмоциональных состояний; - снизить уровень негативных эмоциональных состояний; - снизить уровень тревожности. Таким образом, сказка играет большую и нужную роль в эмоциональном развитии малышей.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников»Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников» Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗРоль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Роль сказки в эмоциональном развитии малышей»
Опубликовано: 26 января 2022 в 20:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Роль сказки в эмоциональном развитии малышей»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Щербинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД