Людмила Камайкина
Опыт работы «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
Муниципальное казенное образовательное дошкольное учреждение
«Детский сад №1 п. Бреды»
«Роль пальчиковых игр
в развитии речи детей
младшего возраста».
Подготовила :
Камайкина Людмила Михайловна.
«Истоки способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питаю источник
творческой личности»
Публикация «Опыт работы „Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В. А. Сухомлинский.
Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моей работы «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Причиной плохой речи считаю что родители мало времени уделяют общение с детьми.
Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, телефона.
Реже делают, что своими руками.
Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Выбрав данную проблему я изучила литературу в том числе и программу «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;
Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии. Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда можно достичь наибольший эффект.
Составила перспективный план работы.
месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
сентябрь Игры с мелким материалом – катание каждым пальцем поочередно бусинок, шариков, камешков, маленького кусочка пластилина.
Пальчиковая гимнастика «Наша группа». Игры с песком – рисование узоров пальцами и палочками на песке.
Пальчиковая гимнастика «Наша группа». Игры с мозаикой.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Игры «Шнуровки», завязывания и развязывания узлов на толстой веревке.
Пальчиковая гимнастика «Овощи».
Октябрь Игры с разрезными картинками – предложить сложить ребенку картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т. д.).
Пальчиковая гимнастика «Компот». Игры с конструктором (лего, деревянным).
Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес». Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес». «Золушка» - отделить крупы или семена ( например: фасоль от гороха, бобы от тыквенных семечек и т. д.)
ноябрь Игры со шнурком – постепенно учить детей выкладывать из шнурка контур предметов ( например: солнце, геометрические фигуры, елочку и т. д.).
Пальчиковая гимнастика «Грачи». «Пальчиковые рисунки» - рисовать подушечкой указательного пальца дождик.
Игры с конструктором.
Пальчиковая гимнастика «Грачи». Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь, что лежит в мешочке.
Игры с бусинками.
Пальчиковая гимнастика «Повстречались». Дидактическая игра «Подбери ключ к замку».
Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети».
Декабрь «Мастерская форм» - выкладывание палочек по образцу.
Пальчиковая гимнастика «Снежнки». Игры с бумагой и салфетками, игры с прищепками.
Пальчиковая гимнастика «Снежнки». Игры с магнитами; пальчиковый бассейн.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». «Забавная мозаика» - выкладывание по контору, из различных пуговиц, круп, семечек, камешек узоры или картинки. Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».
Поставила перед собой задачи:
1. Формировать и развивать речь младших дошкольников с включением в непрерывную образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения - пальчиковые игры.
2. Содействовать доброжелательному общению детей друг с другом.
3. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.
4. Поощрять стремление задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
5. Создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.
Для более эффективного решения данных задач я создала среду, которая помогает закрепить полученные знания.
В группе оформила речевой уголок «Веселый язычок», в котором есть все необходимое для развития речи, «Кейс – технологии», игры на развитие» дыхания, «Сдуй бабочку с цветка», «Дожик», «Осенние листочки т. д., игры на логическое мышления, «Наряди матрешку», «Собери картинку из частей, «Наряди солнышко», ит. д., игры на развитие слуха «Угадай, на чем играю», «Что звенит», и т. д.
Используя разнообразный материал: различные коробочки для собирания в них камешков, макарон, шишек, шариков, и т. д; мозайка (мелкая и крупная); дощечки с множеством отверстий от мозайки для «вышивания» шнуром; разнообразные мелкие игрушки; массажные мячи; резиновые игрушки разной плотности, пазлы, геометрические фигуры, кубики на обобщение, лото овощи, фрукты.
В начале года я провела мониторинг по развитию речи и отследила уровень знаний и умений детей. (Приложение 2)
Диагностические
Методики. Уровни.
высокий средний низкий
Формирование словаря. Дидактические игры
Пересказ сказки
Звуковая культура речи
Составить рассказ 14 дет. – 64% 8 дет –36 %
Звуковая культура речи Дидактические игры
Пересказ сказки
Звуковая культура речи
Составить рассказ 7 дет- 32 % 15 дет. - 68 %
Грамматический строй речи. Дидактические игры
Пересказ сказки
Звуковая культура речи
Составить рассказ 12 дет- 55 % 10 дет. - 45 %
Связная речь. Дидактические игры
Пересказ сказки
Звуковая культура речи
Составить рассказ 14 дет- 64 % 8 дет. - 36 %
Всего по уровням: 12 дет. – 55 % 10 дет. – 45%
У большинства детей в моей группе хорошо развита речь но и есть дети которые плохо говорят.
Изучив результаты диагностики, выявила уровень знаний детей по развитию речи и поставила три основные задачи:
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми, Су джок терапия, мнемотаблицы, чистоговорки, дидактические игры, «4 лишний», «Назови одним словом», «Кого не стало», «Посчитай птиц и зверей», «Один много» и т. д. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка. Все упражнения выполняю вместе с детьми в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы руки. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям, овладеть навыком мелкой моторики, улучшить произношение и развить внимание, терпение, повышает работоспособность коры головного мозга, улучшить психические процессы (мышление, память, проявлять творческие способности. Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, на занятие по развитию речи я использую пальчиковую гимнастику, и в течение дня несколько раз организую игры. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей является чем –то магическим, утешающим и успокаивающим. Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки.
В повседневной деятельности я большое значение уделяю развитию мелкой моторики рук, в уголке природы есть необходимые материалы для игр песочная терапия, игры с водой. Игры с песком и водой так завораживают детей. например: «Ну-ка, вылови», «Пересыпаем ложкой», «Разложим по порядку», «Игры с прищепками», «Шнуровки». Также использую различную крупу, которую дети раскладывают по разным тарелочкам играя в игру «Помоги петушку выбрать большие зерна», Разложи правильно».
В уголке по сенсорики также собраны игры на развитие мелкой моторики рук Вкладыши с геометрическими фигурами, игры с прищепками, дид игра «Наряди солнышко», «Собери бусы» и т. д.
Использую в работе настольно – печатные игры «Парные картинки», «Лото»и т. д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах.
С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия, идёт, спит, кушает тоесть употребляют глаголы. В играх «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» учу детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляю у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными. Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок.
В данном виде игр формирую у детей умение логически мыслить, развиваю у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даю детям рассмотреть целую картинку.
В работе с детьми, считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Обогащаю словарь детей и в дидактических играх: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит».
Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
На занятиях рисования дети рисовали различным материалом карандашом, фломастером, кистью, печатками, штампами, пальчиком и всей ладошкой, где также развивалась мелкая и крупная моторика рук, использую пальчиковую гимнастику она нужна для расслабления кисти руки.
Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться.
Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, для которого характерно содействие друг другу. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Провела анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Пальцы помогают говорить!» «Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет». Провела Мастер – класс по развитию речи где родителей познакомила с методами работы по развитию речи.
Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста», также еженедельно родителям раздаю распечатку по теме недели по развитию речи.
В своей работе я часто обращаюсь за помощью к родителям, которые активно отзываются на помощь в организации развивающей среды изготовление атрибутов и игр. Изготовили театр сказок на фланелеграфе, сделали домики для игры по ПДД, связала предметы для игры в магазин, изготовила продукты для игры в дом, изготовили панно «Зима». Принимают участие в конкурсах ДОУ и в районных, активные участники и других конкурсах.
В результате моей работы по данной теме речь детей стала более разнообразной понятной, богатой. Дети научились обрашаться к взрослым с просьбой, могут связно рассказать, что видели по дороге в детский сад, чем занимались.
В конце года я провела повторно мониторинг знаний и умений детей по развитию речи и активной помощи родителей, показала положительную динамику.
Диагностические
Методики. Уровни.
высокий средний низкий
Формирование словаря. Дидактические игры
Пересказ сказки
Звуковая культура речи
Составить рассказ 16дет- 73 % 6 дет. - 26 %
Звуковая культура речи Дидактические игры
Пересказ сказки
Звуковая культура речи
Составить рассказ 8 дет- 36 % 14 дет. - 64 %
Грамматический строй речи. Дидактические игры
Пересказ сказки
Звуковая культура речи
Составить рассказ 14 дет-64 % 8 дет. - 36%
Связная речь. Дидактические игры
Пересказ сказки
Звуковая культура речи
Составить рассказ 16дет- 73 % 6 дет. - 26 %
Всего по уровням: 13 дет. – 59% 9 дет. – 41 %
У детей увеличился высокий уровень знаний умений и навыков высокий уровень 59% - 13 детей, средний 41 % - 9 дет.
Дети, которые в начале года имели средний уровень развития стали более активны, научились понимать обобщающие слова, называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Работая год по теме «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений», у детей значительно повысился словарный запас речь детей стала активной, выразительной.
Дети научились соотносить движения рук и пальцев с произносимым текстом, У детей появилась определенная уверенность в себе, в своих коммуникативных способностях.
В ходе работы и анализа ее результатов я обозначила для себя дальнейшую деятельность.
1. Упражнения для тренировки пальчиков с артикуляционной основой формирования звуковой культуры речи;
2. Продолжить использовать в работе пальчиковые театры и их изготовление из нетрадиционных материалов (бросового, привлекая родителей.