Боркова Любовь
«Речевой уголок в средней группе». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме : «Речевой уголок в средней группе».
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости речевых умений воспитанников оформляется речевой уголок.
Публикация «„Речевой уголок в средней группе“, Опыт работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой уголок. Уголок по развитию речи
- Средняя группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2019
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.
1. В уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Дракончики».
2. Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукол на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.
В нём имеются различные дидактические и игровые материалы как промышленного производства, так и сделанные своими руками, в том числе и совместно с детьми (с этим материалом познакомимся поближе).
3. Игры по развитию связной речи (схемы для пересказа и заучивания наизусть, различные виды театра).
4. Развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; игры с предметами домашнего обихода; веревочки; прищепки, бусины, шнуровки…
5. Работа над грамматическим строем речи: обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи: используем карточки - задания.
6. Пополняем словарный запас: Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Транспорт»; «В мире животных» и: Лото с наименованиями посуды, детенышей животных и птиц — «Один — много».«Мир вокруг нас»(игра на употребление предлогов, схемы «Расскажи о предмете».др.
7. Формирование фонематического восприятия и слуха:
Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;
«Испорченный телефон», игра «Эхо».
- Развитие артикуляционной моторики
Предметные картинки-опоры;
- Развитие связной речи:
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; Мнемотаблицы, «Какая сказка потерялась?».Схемы составления рассказов разного типа, сказок, загадок. «Отгадай сказку»,«Составь рассказ по картине», «Разложи по порядку и составь рассказ».
8. Речевое общение. Проблемные ситуации на моделирование культуры речевого поведения ( карточки: говорю быстро- медленно, громко-тихо, ласково-грубо и др.). Карточки со смоделированными ситуациями общения.
Фотоальбомы (моя семья, мои друзья, мои любимые животные, мы отдыхаем и пр.) для обсуждения.
Заключение. Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Я стараюсь использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Своё направление в работе я намерена продолжать, потому что меня интересует проблема речевого развития детей.