Елизавета Костюк
Опыт работы по здоровьесбережению
▼ Скачать + Заказать документы
Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь для здоровья, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения. По статистике, 2013 год показал резкое ухудшение здоровья дошкольников : на 8,1 % снизилось число здоровых детей; на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 %. В среднем по России, по данным А. Е. Агапитова (2013, у 10 % детей (0-14 лет) снижены показатели физического развития, около 7 % страдают ожирением. Среди факторов, способных улучшить здоровье населения, Л. М. Матвеева (2012-+) называет ФОД. Всё вышеизложенное актуализирует поиск новых направлений, средств, технологий ФОД в дошкольном образовании.
Публикация «Опыт работы по здоровьесбережению» размещена в разделах
По причине того, что в среде ДОУ Республики Коми, также как и в целом по России, прослеживается четкая тенденция к ухудшению здоровья : развиваются патологии кардиореспираторного характера, системы кровообращения, нервной системы, возникают заболевания органов пищеварения.
Поэтому мы взяли за основу своей работы здоровьесберегающую технологию «Обучение и воспитание детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды» под руководством С. А. Улановой, Г. Л. Башкановой, С. Ю. Будкиной.
Эту технологию мы начали применять со средней группы.
Целью концепции АРС является гармоничное развитие физических, психических и интеллектуальных способностей ребенка. При этом усвоение знаний, умений, навыков из цели образования плавно превращается в средство психического развития.
Структурными компонентами АРС являются: активная предметно-развивающая и образовательное поле.
Предметно-развивающая среда - совокупность предметов группового помещения (различные средства сенсорной дидактики, технические средства обучения, учебные тренажеры и пособия).
Исходя из этого, определив, конечную цель работы, я подбираю тот объем элементов среды, который необходим на этом занятии, именно в этот день недели, именно по этому предмету и именно для этой группы.
Используя на занятиях пейзажные панно, крестовины, проводя офтальмопаузы, мы реализуем двигательную активность детей.
Обеспечивая ребенка двигательной активностью на занятиях, я не забываю, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому в течение дня я соблюдаю баланс разных видов активности детей - умственной, физической, а так же разных видов детской деятельности.
Кроме того, в систему активной сенсорно - развивающей среды входит такое понятие, как образовательное поле.
Образовательное поле – определенная во времени и пространстве среда общения, развития и познания.
Построение образовательного поля требует таких принципов как:
- «абсолютного уважения»,
- «доброго ожидания»,
- «соотнесенности»,
- «межсубъектной сопричастности».
Эти принципы обязывают меня строить всю систему отношений на возможности и искусстве ставить себя на место другого и предоставлять возможность этому другому ставить себя на мое место.
Общие гигиенические и психолого-педагогические законы, по которым выстраивается активная сенсорно - развивающая среда, обеспечивают соответствие образовательных технологий природным закономерностям развития ребенка, позволяют сделать все возможное, чтобы не обучать ребенка в ущерб их физическому, психическому развитию и здоровью.
Большое место в режиме дня старшей группы занимает учебная занятость, проводимая в статическом режиме. Несмотря на разнообразные приемы, активно- двигательной активности детей в блоке совместной деятельности с другими специалистами садика, по итогам диагностики было выявлено, что этих приемов недостаточно.
Здоровьесберегающая технология позволяет максимально снизить произвольно- моторную напряженность ребенка. Хорошие результаты дает внедрение методики АРС в повседневную жизнь группы, в частности в занятия интеллектуального блока.
Так на занятиях по математике я строю соответствующую образовательно-предметную среду:
1) Паспарту – рамки, которые размещаются на стенах, на доступной для ребенка высоте, в них мы закрепляем различные репродукции или рисунки. Это средство обеспечит ребенку возможность менять оформление стен в зависимости от своего настроения, желания.
2) Звуковой дизайн- аудиоаппаратура, комплект кассет с записями шелеста листвы, шума морского прибоя, пения птиц и т. п. Использую для выполнения функций психотерапии, снятия психофизического напряжения детей (перед сном, создания особого уюта в зимние вечера. Звуковой дизайн используется в детских играх как активный фон и дополнение.
Занятия по математике строю по следующей структуре:
1. Формирование проблемы (подводящий диалог).
2. Смена рабочей позы с использованием крестовин.
3. Деятельность детей.
4. Офтальмотренажер.
5. Физ. минутка или гимнастика для глаз.
6. Результат деятельности.
На занятиях по математике использую разнообразные формы работы :
1. Фронтальную.
2. Групповую.
3. Индивидуальную.
Для развития внимания использую игры: «Подбери картинку», «Веселый счет», «Запоминай-ка», «Занимательные квадраты».
В течение занятия провожу физ. минутки, например: «Муравей», «Рак», «Кошечка», «Качели», «Лягушка», и т. д. ;
Гимнастику для глаз, в том числе в игровой форме: 1. Положить ладони на закрытые глаза и подержать так в течение 30 секунд. Сосредоточиться на ощущении, какой самый горячий пальчик; 2. Рисование кругов. Выполнить по пять раз с закрытыми веками; 3. Открыть глаза и поморгать быстро; 4. Вытянуть правую руку вперед, кисть на себя, смотреть на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следить за пальцами. Руку отводить вправо, влево столько, сколько позволяет угол зрения. Тоже сделать левой рукой; и т. д. ;
Несмотря на небольшой период работы по использованию АРС в повседневном режиме, и в частности на занятиях по математике дети стали активными, заболеваемость в группе снизилась.