Приложение МААМ

Активные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников

Лариса Шабалдина
Активные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

Активные формы взаимодействия дошкольного учреждения

с родителями воспитанников

Шабалдина Л. А.

В соответствии с п. 1.4. ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (1, п. 1.4.).

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей воспитанника остается на сегодняшний день актуальной темой для работы педагога.

Педагоги используют в своей работе весь педагогический потенциал для установления доверительных отношений с детьми, родителями, для объединения их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами, совместно их решать. Содержание и формы работы с семьей в дошкольном учреждении отличаются разнообразием. На сегодняшний день наиболее распространенными и традиционными формами работы с родителями являются родительские собрания, консультирование и анкетирование, что не создает условия для сплочения детско-родительских отношений (2, с. 3).

Н. М. Крылова, автор технологии «Детский сад – Дом радости», указывает, что «учитывая рост образования и культуры современных родителей, необходимо искать новое содержание и формы сотрудничества детского сада с семьей ради объединения усилий содействия амплификации развития и саморазвития ребёнка».

Необходимость стабильного заработка, перегрузки на работе, приводят к сокращению свободного времени у родителей. Основное своё внимание они обращают на удовлетворение физических потребностей детей, упуская из внимания духовные, коммуникативные потребности. Общение родителей с детьми сводится к откупу дорогими игрушками, в которые дети не умеют играть, а родители их не учат.

Для решения этих вопросов мы внедряем активные формы взаимодействия с родителями воспитанников в воспитательно-образовательной деятельности, которые являются неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы нашего учреждения. Наша основная общеобразовательная программа написана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости». Все активные формы взаимодействия с родителями воспитанников в воспитательно-образовательной деятельности прошли апробацию в нашем детском саду.

Эта деятельность охватывает возрастные группы детей с 3 до 7 лет.

Взаимодействие с родителями включается в образовательную деятельность посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Во второй младшей группе приглашаем папу-мастера, который починит стул для нашего друга Мишки. В процессе этой деятельности дети узнают новые названия инструментов (молоток, отвертка, стамеска) их назначение, последовательность работы. С большим интересом ребята помогают папе в ремонте стульчика, кто-то поддерживает стульчик, кто-то сметает опилки. Все желающие пробуют инструменты в работе. Ребенок испытывает чувство гордости за своего папу-мастера. В средней группе, папа изготавливает ящик для лука, в старшей – швабру, кормушку для птиц, в подготовительной - скворечник.

Мамы, как правило, более активны и легче идут на контакт. Каждая мама проявляет свои таланты и учит детей тому, что она умеет делать лучше всего. Детей такая совместная деятельность приводит в полный восторг! А для мамочек – это уникальная возможность увидеть скрытую часть жизни ребенка своими глазами.

Все дети любят печенье, но мало кто видел, как его готовят. На одно из занятий мы пригласили маму, которая рассказала и показала:

- как готовится тесто для выпечки печенья;

- какие продукты нужно взять;

- как сделать печенье различной формы.

В другой раз мама поделилась опытом кройки и шитья платья для куклы. В старших возрастных группах мама делится опытом шитья брюк, карнавального костюма, проводит тематические вечера на разные темы: «Космос», «День рождение», «Масленица».

О важности и незаменимости всех видов человеческого труда сказано уже немало. Как говорится, все профессии важны и нужны! С малых лет у ребят необходимо выработать адекватное отношение практически ко всем возможным профессиям человечества. А в жизни ребенка рассказ о профессии родителей всегда занимает одно из основных мест. О том, где и кем работают мама и папа, ребенок, особенно маленький, всегда слушает с удовольствием и восхищением. Для знакомства детей с большим разнообразием профессий мы приглашаем родителей, рассказать о своей профессии, о ее значимости и роли в современном мире.

Мой город. Какой он? Что мы знаем о нем? Такую тему мы решили обсудить на одном из занятий с нашими детьми. И, как оказалось, нашим родителям есть чем поделиться с ребятами.

- «Где мы живем? – В Барнауле! Наш город большой или маленький? – Большоооой! А вы знаете, как создаются города? – Нееет!» Так начиналась беседа детей и мамы одного из наших ребят. У нее очень интересная профессия, она – архитектор! Мама рассказала детям, с чего начинается планирование строительства объекта, познакомила ребят с компасом, они вместе с детьми нарисовали план города и нашли на карте свои адреса.

Мама – стоматолог рассказала, как правильно ухаживать за зубами, показала, как правильно держать зубную щетку и почему нельзя есть много сладкого. Показала, как замешивается пломбировочный материал.

С младшей группы родители – активные участники любого детского праздника (3, с. 293). Традиционно в нашем дошкольном учреждении проводится интерактивное тематическое мероприятие с родителями, посвященное «Дню матери». Предварительной работой является подготовка родителями фотоколлажа «Мама и ребёнок», «Мамина профессия», «Мама в детстве и ребёнок». Совместно с ребёнком мамы создают кулинарную книгу любимых блюд. Записывают рассказы о своей маме, о её профессии. Мамы воспитанников не являются зрителями на этом мероприятии, они принимают активное участие в подготовке, организации и проведении интерактивного мероприятия: участвуют в мини сценках, дефиле, декламации стихотворений совместно со своим ребёнком. Эта работа направлена на формирование единения, социализации ребёнка совместно с мамой, воспитание ценности материнства, уважения к маме, бабушке, проявлению заботы, ласки в отношении ребёнка к родителям. В конце мероприятия дети дарят мамам, бабушкам подарки, сделанные своими руками.

Ежегодно проводятся среди семей воспитанников средних и старших групп мероприятия, посвященные 23 февраля – «Спортивные эстафеты с папами», «Вечер встречи с участниками боевых действий». Которые призваны содействовать удовлетворению потребности в осознании гражданской принадлежности, патриотических чувств, развитию уверенности в себе (3, с. 119). Эти мероприятия направлены на сплочение ребёнка и папы, формирование чувства гордости за достижения членов семьи, уверенности, желания подражать старшим. После встреч с участниками боевых действий, все мальчики хотят стать защитниками своей Родины, стать моряками, танкистами. При подготовке к этим мероприятиям проводится предварительная работа: оформление выставки «Боевая слава семьи», встреча с папой, где он рассказывает о своём хобби, увлечении: рыбалка, охота, столярное дело.

Для возрождения родословных традиций в стенах нашего учреждения проводится совместный досуг, посвященный «Международному дню семьи», который ежегодно отмечается 15 мая. Он проходит в форме посиделок, тематического интерактивного мероприятия, весёлых спортивных соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья». В ходе подготовки к этому мероприятию родители вместе с детьми изучают генеалогическое древо своей семьи, рассказывают о традициях, праздниках, достижениях членов своей семьи, готовят любимое блюдо семьи.

Одной из форм работы с родителями в нашем дошкольном учреждении – является проведение мастер-классов. Во время мастер-классов родители изготавливают предметы для обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы: делают деревья, предметы заместители для сюжетно-ролевых игр (печенье, ягоды, фрукты, овощи, хлебобулочные изделия из солёного теста). Каждое родительское собрание начинается с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают за самостоятельностью и достижениями детей (конструирование города, села, сервировка стола, хозяйственно-бытовой труд, сюжетно-ролевая игра).

Педагог, благодаря тесному взаимодействию с родителями, содействует погружению родителей в жизнь детей в детском саду, показывает значимость образовательной деятельности. Содействует укреплению и углублению положительного отношения ребёнка к детскому саду, развитию уважения и чувства благодарности к педагогам, другим сотрудникам детского сада.

Результатом нашей работы является сплочение родительского коллектива. Родители совместно для детей организуют выезды на природу, посещение объектов культуры города (театры, музеи). Они становятся активными участниками в воспитательно-образовательном процессе для своих детей в дошкольном учреждении, рассказывают о своей профессии, хобби, увлечении, участвуют в творческих конкурсах.

Такие результаты совместной деятельности позволяют нам говорить об успешности выбранного нами направления.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. –Москва: ТЦ Сфера, 2004.-112 с.

3. Крылова Н. М. Детский сад – Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Н. М. Крылова. -3-изд., перераб. и доп. - Москва: ТЦ Сфера, 2015.-352 с.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Активные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников
Опубликовано: 5 февраля 2025 в 11:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Шабалдина (УИ 310155) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД