МААМ-картинки

Опыт работы по внедрению технологии логотренинга Ю. В. Ивановой в логопедическую практику

Светлана Суглобова
Опыт работы по внедрению технологии логотренинга Ю. В. Ивановой в логопедическую практику
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание:

1. Обоснование и описание технологии.

2. Описание этапов работы по внедрению технологии логотренинга.

3. Результаты работы по данной технологии.

4. Литература.

1. Обоснование и описание технологии.

Перед современными педагогами стоит задача не только проводить своевременную работу по исправлению речи дошкольников, но и искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи у детей.

Работа по исправлению звукопроизношения делится на этапы:

- подготовительный;

- этап постановки звуков;

-автоматизация звуков;

- дифференциация смешиваемых звуков.

Публикация «Опыт работы по внедрению технологии логотренинга Ю, В, Ивановой в логопедическую практику» размещена в разделах

Цель подготовительного этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На данном этапе работа идёт одновременно по нескольким направлениям:

- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

- формированиапе направленной воздушной струи;

-отработка опорных звуков;

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие фонематического слуха.

В научно-методической литературе широко освещены методы и приёмы работы по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звков: артикуляционная гимнастика, упражнения для выработки воздушной струи, су-джоктерапия, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж, крупотерапия, пескотерапия. Однако весь этот методический арсенал воздействия необходимо преподнести детям в определённой последовательности. Существует и другой аспект проблемы. У детей с речевыми нарушениями отмечается, как правило, неусидчивость, быстрая утомляемость и истощаемость, снижение интереса и умственной активности

Как заинтересовать детей, повысить их активность в коррекционном пространстве и качественно подготовить артикуляционный аппарат к проведению занятий основного этапа? Эту проблему успешно решает авторская методика Ю. В. Ивановой «Логотренинг» как эффективная форма подготовительных логопедических занятий.

Цикл из 12 занятий логотренинга проводится на подготовительном этапе коррекционной работы с детьми 4,5-6 лет, имеющими диагнозы «ФНР с нерезко выраженным лексико-грамматическим недоразвитием» и «ФФНР».

Данный вводный курс подготовительных занятий представляет собой систему упражнений, направленных на преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Под влиянием регулярных занятий логотренинга у детей происходит положительная перестройка дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логопедических занятий занятий дают возможность педагогам свободно внедрять данную технологию в своих образовательных учреждениях.

Инновационная направленность. Логопедические занятия логотренинга включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения.

Цель логотренинга:

- вызвать интерес к логопедическим занятиям;

-подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация, дифференциация звуков).

Задачи логотренинга:

- развитие артикуляционной и мелкой моторики;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие пространственного восприятия;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и двигательной памяти;

- совершенствование общей моторики;

- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

- работа над звуковой культурой речи.

Таким образом, структура занятий логотренинга включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, самомассаж, гимнастика для глаз, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Занятия логотренинга составляются с опорой на лексические темы.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова,и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

При подготовке к каждому занятию логотренинга учитывается главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Для успешного проведения занятий выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Внедрение технологии логотренинга в личную практику

Опираясь на предложенную Ю. В. Ивановой и описанную выше технологию логотренинга, мы поставили перед собой цель:

- применить данный опыт работы в своей логопедической практике;

- проанализровать, насколько эффективно выполняются задачи логотренинга и реализуется его конечная цель: вызвать интерес к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику к проведению занятий основного этапа.

Наши задачи:

- первичное обследование речевого уровня детей, зачисленных на логопункт;

- проведение 12-ти занятий вводного курса;

- вторичное обследование речевого уровня детей ;

- сравнение полученных данных первичного обследования и после релизации основного этапа логотренинга (12 вводных занятий);

- ведение документации (планы занятий, график подгрупповых занятий, журнал подгрупповых занятий);

- сделать выводы об эффективности применения технологии логотренинга.

Основные этапы реализации технологии логотренинга:

-диагностический этап;

-подготовительный этап;

-заключительный этап.

Диагностический этап. Включает в себя:

а) первичное обследование речевого уровня детей (перед вводными занятиям);

б) вторичное обследование речевого уровня детей (после проведения занятий)

Обследование велось по следующим направлениям:

- состояние звукопроизношения;

- состояние артикуляционной моторики;

- состояние мелкой моторики пальцев рук;

- фонематическое восприятие;

- ритмическое восприятие;

- ориентация в пространстве.

Подготовительный этап. Непосредственная коррекционная работа по подготовке к этапу постановки звуков. Занятия вводного курса проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 25 минут. Форма проведения – подгрупповая (4-6 человек в подгруппе).

Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. Конспекты 12 занятий, разработанных Ю. В. Ивановой, даны в Приложении

Корррекционная работа велась по следующим направлениям:

- развитие чувства ритма – упражнения, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;

- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;

- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;

- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

Заключительный этап.

На данном этапе работы мы провели сравнительный мониторинг уровня речевого развития детей по вышеобозначенным направлениям. Оформлены диагностические таблицы: по каждому уровню отдельно и сводная таблица по всем реевым уровням.

Результаты применения технологии

Данные сравнительного мониторинга, проведённого в начале и в конце вводного курса занятий, показали, что практически у всех воспитанников имеется положительная динамика в состоянии уровня речевого развития по всем направлениям. Хороших результатов удалось добиться на уровне звукопроизношения: у десяти воспитанников из двадцати некоторые дефектные или отсутствующие в речи звуки появились или скоррректировались самостоятельно, без применения специальных методов индивидуальной постановки звуков.

Исходя из непосредственного наблюдения за детьми, а так же полученных данных обследования можно сделать вывод, что достигнуты главные цели технологии логотренинга:

- у детей вызван интерес к логопедическим занятиям;

- артикуляционный аппарат и мелкая моторика подготовлены к проведению занятий основного этапа;

- реализованы формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей;

- достигнута положительная динамика в развитии речевых навыков детей.

Таким образом, технология вводного курса «Логотренинг»-это эффективная форма подготовительных логопедических занятий, направленная на успешную подготовку к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д. В результате чего у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.

Литература

1. Иванова Ю. В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб. : Детство-Пресс, 2001.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М. 2009

4. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. – СПб. : Каро, 2009.

Публикации по теме:

Содержание мастер-класса. СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА:1 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА. Краткое обоснование основных идей технологии. Описание достижений,.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУСовременные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Одно из приоритетных направлений выбранных нашим ДОУ - это охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по внедрению технологии логотренинга Ю. В. Ивановой в логопедическую практику
Опубликовано: 31 августа 2014 в 17:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по внедрению технологии логотренинга Ю. В. Ивановой в логопедическую практику» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Суглобова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД