Ольга Владимировна Калашникова
Опыт работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. Я работала по данной теме в течение двух лет с детьми второй младшей группы и среднего дошкольного возраста.
В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их к обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех этих учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но помогают ребенку легче адаптироваться в социальном окружении.
Публикация «Опыт работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Цель трудового воспитания по ФГОС – формирование положительного отношения детей к труду.
Задачи:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
Формируя такое интегративное качество пятилетних детей как «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в рамках образовательной области «Труд», мы разработали перспективное планирование, согласно которому применяли такие формы работы как показ, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, организация совместного труда воспитатель – ребенок, старший дошкольник – ребенок, родитель – ребенок, изготовление наглядных пособий.
Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также специалисты выделяют ручной и художественный труд.
Самообслуживание.
Формируя у детей умения и навыки самообслуживания мы проводили дидактические игры «Что за чем?», «Путаница», «Носики-курносики», «Мыльные перчатки» и другие (цель: сформировать у детей алгоритм действий процессов «одевание», «раздевание», «умывание», «мытье рук», проводили беседы «Шиворот навыворот» (цель: научить детей выворачивать носочки, колготки, майки, «Крючочки, пуговки, замочки» (цель: научить детей застегивать пуговки, кнопочки, липучки, пытаться застегивать молнию). Чтение и заучивание потешек, пословиц, поговорок о труде. С помощью родителей еще во второй младшей группе изготовили наглядное пособие «Одеваемся на улицу», регулярно проводили консультации для родителей на темы «Одежда детей в летний период», «Одежда детей в зимний период», «О порядке в шкафу».
Хозяйственно-бытовой труд.
Развитие трудовой деятельности мы осуществляли последовательно, начиная с совместного труда и поручений. Лишь, когда поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе (в течение первого полугодия, мы переходили к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду (второе полугодие).
Дежурство у детей согласно Программе началось во втором полугодии второй младшей группы. Дети с удовольствием надевали фартучки, помогали младшему воспитателю накрывать на стол, в средней группе дети уже ориентируются в уголке дежурства, наблюдают за сменой групп дежурных, их помощь младшему воспитателю усложнилась: дети расставляют тарелки, салфетницы, приборы справа (ложки, вилки, ножи).
Формируя у детей привычку поддерживать порядок в группе и на участке, мы проводили такие беседы «Где живет порядок?», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»», дидактические игры «Что не так?», «Что, где лежит?», сюжетно-ролевые игры «Мамины помощники», «Папины помощники», «Моем посуду». Организация совместного, коллективного труда: стираем платочки, стираем платьица, моем игрушечную посуду, протираем стульчики, пыль на игрушечной кухне, спальне, мастерской парикмахера, протираем лавочки на участке. С родителями были подготовлены и проведены консультации «Игры на кухне», «Игры с тестом».
Дети средней группы с удовольствием помогают воспитателю ремонтировать книги, подклеивать коробки.
Труд в природе.
Содержанием такого труда являются не только уход за комнатными растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и формирование первичных представлений о труде взрослых, о простых, понятных профессиях.
Так, воспитывая у детей желание и умение ухаживать за комнатными растениями, нами был создан экологический паспорт растений с условными обозначениями, таким образом дети принимают активное участие в уходе за цветами. Наш экологический уголок был сформирован с родительской помощью: акция «Подари цветок» .
Также каждый год в марте мы начинаем наблюдать за огородом на окне и луковицами. В совместной деятельности мы высаживаем огурцы, помидоры или капусту. Обязательно заполняем дневник наблюдений. Затем подросшую, окрепшую рассаду высаживаем в огород, а перья лука периодически относим на кухню поварам.
Каждый год в зимний период наша группа принимает участие в конкурсе кормушек для птиц.
Формируя элементарные экологические представления нами проводятся ежедневные наблюдения за живой и неживой природой, за трудом взрослых, периодически проводятся беседы о ценности труда. Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий «Петрушка идет трудиться». Экскурсии по саду в кабинет медсестры, к поварам, на прачку.
Также нами были организованы совместные с родителями экологические акции «Трудовой инвентарь своими руками», «Высади березу». Наши родители всегда принимают участие в ежегодных месячниках по благоустройству территории сада.
Ручной и художественный труд.
В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, пуговиц, нитей и другого подручного материала. Любая поделка, выполненная руками ребенка бесценна. Дети с большой радостью откликаются на призыв сделать что-нибудь необычное. Также изготовление таких поделок, участие в тематических выставках позволяет расширять представления детей о праздниках, традициях своего народа.
Здесь мы применяем множество техник нетрадиционного художественного творчества в совместной деятельности: «Осенние посиделки» (поделки из природного материала - с родителями, «Укрась новогоднюю игрушку» (с воспитателем, «Корзиночки с гвоздиками для мамы» (из салфеток - с воспитателями, «Танки для папы» (спичечные коробки - с воспитателями) - вторая младшая, выставка «Осенние фантазии» (аппликации из природного материала: семена, крупы, листья - с родителями, «Зимние пейзажи» (принты листов пекинской капусты, вата, салфетки, рисование пальчиками - с воспитателями, конкурс «Зима за окном» (поделка из коробок сока «Снежная улица» - с воспитателями, «Пушистики» (поделки из ниток - с воспитателями, «Танкисты» (рисование свечкой – с воспитателями, выставка «Пасхальные гулянья» (аппликации на картонных яичках – с родителями) – средняя группа.
Считаю, что работа по формированию и развитию трудовой деятельности детей должна быть неразрывно связана с творчеством и порывом, мастерски, педагогически точно направляемым взрослым, педагогом.