Инна Коновалова
Опыт работы по обучению дошкольников ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Публикация «Опыт работы по обучению дошкольников ПДД» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Мы думаем, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Работа по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения направлена на ознакомление с правилами поведения на улицах и дорогах посёлка, города. Правила дорожного движения – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если не соблюдать его, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью. В детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах:
• составляется план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и дорожно-транспортных происшествий на год.
• многофункциональный центр, где проводятся занятия с детьми и сконцентрирован методический и дидактический материал;
• автогородок с дорожными разметками, действующим светофором, дорожными знаками;
• макеты (с перекрестками, домами, с различными видами дорог);
• транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь, гужевые повозки).
• в методическом кабинете детского сада имеется необходимое программно-методическое обеспечение.
• в каждой группе имеются уголки по обучению дошкольников правилам дорожного движения.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения.
Во второй младшей группе в беседах дети знакомятся с различными видами транспорта: грузовыми и легковыми автомобилями. Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок.
В этом возрасте познакомить детей с сигналами светофора. При этом показывать, значение сигналов светофора. Затем закреплять полученные знания в играх «Красный, жёлтый, зелёный», «Собери машину», «Светофор». Дети с удовольствием играют в сюжетно – ролевую игру «Мы пешеходы». В свободное время можно предложить детям чтение художественной литературы: С. Михалкова «Светофор», «Зайка велосипедист», «Улица шумит».
В средней группе закрепляются понятия «тротуар» и «проезжая часть» в игровых тренингах «Внимание, дорога», «Будь внимателен!» (отрабатываются навыки хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны). Из бесед дети узнают о пешеходном переходе, его назначении. Ребята находят его на иллюстрациях, в книгах, на макетах.
Дети 4-5 лет знакомятся с основными дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими). Они знают об их назначении, умеют ориентироваться на них при движении на примере макета «Улица».
На фланелеграфе ребята самостоятельно создают различные ситуации, тем самым закрепляют свои знания (используют дорожные знаки, различные виды транспорта). Дети этого возраста познакомились с новыми художественными произведениями: Н. Носов «Автомобиль», П. Л. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара» и т. п.
В старшем дошкольном возрасте в беседах дети знакомятся с предписывающими и информационно-указательными знаками, закрепляют свои знания в играх с макетом дороги «Правила дорожного движения». Для закрепления полученных знаний, был приглашен в группу сотрудник ГИБДД, который рассказал детям специфику своей работы и правила поведения в транспорте и на дороге (умение обратиться за помощью, назвать своё имя, фамилию, возраст, адрес). Были проведены с детьми интеллектуальная игра «Что? Где? Когда, познавательно-игровой конкурс «Правила дорожного движения». Проведено выступление детской агитбригады.
Дети очень любят играть в дидактические игры: «Цветные автомобили», «Светофор» и т. д. Для закрепления знаний о правилах пешеходов проведен конкурс детского рисунка «Внимательный пешеход».
Полученные знания дети закрепляют в сюжетно – ролевых играх: «ГИБДД», «Пешеходы», а так же в игровых тренингах на различные темы, например, «Если ты потерялся на улице», «Ты с мамой вошёл в автобус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?» и т. д.
В летний оздоровительный период на площадке детского сада организован детский городок, где воспитанники закрепляют правила дорожного движения и повторить дорожные знаки. Педагогами старших групп ежедневно были организованны сюжетно-ролевые игры «Мы водители», «По дороге в детский сад», «Мы по городу идем», на которых дошкольников учили правильному поведению на улицах города, знакомили с дорожными знаками.
По итогам диагностики уровня усвоения дошкольниками правил дорожного движения было выявлено, что уровень подготовки воспитанников по отдельным разделам программы значительно возрастает. Дети усвоили правила поведения на улице и в общественном транспорте. Умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни. В беседах с детьми было отмечено владение детьми не только знаниями, но и умением составлять связные, логически правильно выстроенные рассказы, отмечалось владение детьми необходимой информацией. Уровень организации игровой деятельности был отмечен не только наличием необходимых знаний, знанием ролевых действий, но и правильно подобранным оснащением предметной среды с наличием необходимого игрового материала. Уровень проведения занятий и вечеров - развлечений показал высокую заинтересованность детей. Уровень подготовки детей по различным разделам программы в среднем составил 71,5 %.
Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное учреждение. Анкетирование родителей показало, что 95% родителей придают большое значение изучению правил дорожного движения. В дошкольном учреждении сложилась определенная система педагогического просвещения родителей по правилам дорожного движения.
В работе с родителями используются анкеты с целью определения уровня знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям. По правилам дорожного движения проводятся индивидуальные беседы с родителями на темы: «Правила дорожного движения нужны и важны», «Дорога в детский сад. Опасна ли она?». Затем родители нарисовали вместе детьми карту – план «Мой безопасный путь в детский сад».
Во всех групповых помещениях оформлены уголки для родителей, где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятка для родителей по правилам дорожного движения», «Поехали! Выбираем автокресло». Проводятся родительские собрания с целью подготовки ребёнка к школе.
Данная работа на современном этапе развития системы дошкольного воспитания становится перспективным направлением расширения деятельности и укрепления позиций дошкольных образовательных учреждений.
Залогом успешной деятельности по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма является систематический контроль администрации детского сада за организацией работы учреждения по данной проблеме, профессионализм и компетенция работников детского сада. Работа с педагогическими кадрами направлена на совершенствование теоретических знаний, эрудиции, повышения методического уровня в применение программ, учебных планов по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. С целью оказания помощи воспитателям проводятся консультации: "Диагностика знаний, умений, навыков по ПДД", "Игра как важнейшая форма обучения детей правилам дорожного движения", проблемные семинары "Кто прав?", деловые игры по типу телепередач "Кто хочет стать миллионером?".
Прочные, разносторонние знания по теме «Безопасность» обеспечиваются систематической работой в ДОУ по данной теме.
Проводимая работа направлена на развитие у детей самостоятельности, ответственности, способствует формированию умений наблюдать, регулировать свои поведенческие реакции, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.
Результатом этой работы является сформированность у детей представлений об основах личной безопасности. У ребят закрепляются прочные культурно – гигиенические навыки, они учатся заботиться о своём здоровье, бережно относиться к окружающей среде, соблюдать правила поведения на дорогах, природе, дома, получают элементарные знания по личной безопасности и способах их применения.
Литература
1. «Безопасность» под редакцией Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной
2. Методическое пособие «Комплексные» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
3. «Программа и методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в дошкольном учреждении» Р. М. Литвинова, М. Б. Перетрухина и др.
4. «Дорожная азбука» В. И. Пляшечук
5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Сост. Извекова Н. А., Медведева, А. Ф., Полякова Л. Б. ,Фетодова А. Н; Под ред. Романовой Е. А., Малюшкина А. Б.