Лариса Турченко
Опыт работы по теме «Роль сказки в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитывать и развивать только по
сказкам невозможно, поскольку каждый ребёнок
неповторимо индивидуален;
воспитывать и развивать без сказок неразумно – никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий;
Публикация «Опыт работы по теме „Роль сказки в речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
воспитывать и развивать с помощью сказок, с опорой на сказку, с учётом мирового опыта- значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы»
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни (на слайде).
Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются. В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) он получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках.
Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Поэтому в качестве средства для развития речи дошкольников мною были использованы русские сказки.
С детской сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова, учатся употреблять в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками слова и выражения. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это позволяет ребенку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки.
ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму в разделе 2.6.«Содержание Программы» речевое развитие выделено как структурная единица (образовательная область и включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение актив-ного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольников.
Данная проблема определила цель углубленной работы : развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок;
- формировать устойчивый интерес к слушанью сказок и их инсценировкам;
- способствовать развитию речи детей, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения;
- развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;
- осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.
Для эффективной и планомерной работы работу по данной теме я строила поэтапно (этапы работы отражены на слайде)
Сказка способствует коммуникативному развитию детей. А речь и коммуникация понятия неразделимые. Сказка учит общаться, вселяет оптимизм в жизнь ребёнка, веру в торжество добра. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.
Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно, так как сказки для детей просты по содержанию и носят цикличный характер, т. е. один и тот же эпизод повторяется многократно с небольшими изменениями.
Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней происходят. Впечатление, производимое на них сказкой, сильно ее сказочными образами : лиса - хитрая, сообразительная, находчивая; волк - страшный, глупый и злой; а заяц - трусливый.
Для того чтобы сказка помогла сформировать образы героев, для детей дошкольного возраста, она должна быть зримой, наглядной.
Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий, которые происходят в сказке. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действия, разыгранные воспитателем при помощи элементов настольного театра. Дети, усваивают знания при многократном повторении. В то же время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают. Поэтому необходимо использовать различные приемы, которые, с одной стороны, помогли бы детям сформировать определенный образ героев сказки, и с другой стороны, не утомили бы их.
Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме я строила свою работу в данном направлении с опорой на театрально - игровую деятельность.
В 2012 году был организован кружок «В гостях у сказки», разработала рабочую программу «В гостях у сказки» целью которой являлосьразвитие речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.
Работа в кружке осуществлялась с учё том интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО:
- обучать искусству общения в различных формах и ситуациях (сказочных и реальных);
- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй, связную, выразительную речь;
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
- развивать у детей мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать умение анализировать поведение сказочных героев, соотносить события, развивающиеся в сказке с реальностью, отличать сказочные ситуации от реальных. ;
Для реализации программы мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна
Я изучила и подобрала художественную и методическую литературу, организовала создание мини-музея «Сказки моего детства», изготовила костюмы для театрализации, маски и несколько видов театра, организовала сотрудничество с центральной детской библиотекой, подобрала иллюстрации разных художников к одной сказке, собрала картотеку художников-иллюстраторов, сказки о животных, волшебные сказки, сказки народов России, мною были преобретены настольные игры.
Приступая к работе по данной теме я следовала определё нным требованиям:
- педагогу необходимо стремиться к максимальной естественности и раскованности в общении и движениях, как своих, так и детей;
- речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной;
- при рассказывании, чтении, в театрализованных играх и упражнениях педагог должен быть примером в использовании уместных средств выразительности;
- педагог должен слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;
- необходимо пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
Реализация программы осуществлялась по трё м основным направлениям:
-ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками –иллюстраторами, слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев, проекция на реальность, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям)
- сказкотерапия (занятия-тренинги на примере сказок и сказочных героев – пантомимические этюды, психогимнастика) ;
- театрализация, проигрывание эпизодов сказок (логоритмические игры и упражнения, упражнения на ритмитизацию, пантомимические этюды)
Произведения русских народных сказок подбирала таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний. Ребята любят обыгрывать и обсуждать какие-то отдельные эпизоды, связанные с переживаниями героев, их превращениями. Часто начинаю сказку с присказок, которые нравятся детям: «Сказка, сказка, прибаутка…», Сказка бродит у ворот…» и т. д. после рассказа сказки узнавала с помощью вопросов: поняли ли дети сказку, т. е. ее смысловое значение и чему учит та или иная сказа. Работа по сказке строилась следующим образом:
- чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению;
- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
-драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Дети самостоятельно выбирают для себя роли, могут менять начало или окончание сказки.
Детям очень нравятся игры – беседы с куклами-персонажами сказок я заранее готовлю персонажей, с которыми будет происходить общение. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.
После рассказывания, например, сказки «Заюшкина избушка», загадываю ребенку загадки, в которых он должен узнать персонажей сказки :
У кого хороший нюх?
Кто помчался во весь дух?
По следам она идет-
Все отыщет, все найдет.
(Собака)
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона,
Зовут ее (Ворона)
Что за трусишка: хвост – коротышка,
Ушки вдоль спинки, глазки с косинкой,
Одежда в два цвета – на зиму и лето.
(Заяц)
В процессе чтения сказки предлагаю детям поиграть, составляя цепочки из слов. Скажите: «У среднего зайца – усы, у маленького зайца усики, а у большого – усищи».
Глаза - (глазки, глазищи); лапы - (лапки, лапищи); хвост - (хвостик, хвостище).
С помощью иллюстраций, атрибутов и игрушки организовываю игры «Из какой сказки пришли эти герои?» От рассматривания иллюстраций, игр с персонажами, когда дети «схватывают» внешний признак героев, постепенно переходим к простейшему моделированию. Для плавного перехода использую дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?». Кроме того, использую опыт своих коллег (работа с мнемотаблицами). Начинаем с простейших мнемоквадратов, на которых графически изображены герои сказки, либо отдельный эпизод. Затем переходим к мнемодорожкам, и к мнемотаблицам.
Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.
Играя в сказку с детьми используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.
Для активизации речевого общения друг с другом предлагаю детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.
Работая на группе «Звёздочка» основным воспитателем у меня была заведена такая традиция - включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбирались с учётом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.
Дети очень активно включаются в игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок; игры-задания «Вопрос-ответ»; для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем игру «Хорошо-плохо»; а постановка проблемных вопросов - «А если бы зайка поступил так…», «А если бы лиса пригласила…»- позволяет поставить ребёнка в позицию творца и фантазёра.
Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.
Формированию процесса речевой коммуникации способствует использование метода сказотерапии, созданного петербургскими авторами Т. Д. Зинкевич и А. М. Михайловым и нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает “забота о душе”).
Метод сказотерапии помогает в решение следующих речевых задач :
- развитие умения преодолевать речевые трудности;
- выявление и поддержка творческих способностей;
- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
-развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Во время непосредственной деятельности, я наблюдаю, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка истолковываю невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.
Обращаю внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Хочу отметить, что с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.
Сопереживая героям сказки, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает рассказчик своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания.
Для определения результативности моей углубленной работы я использовала мониторинг развития детей в речевой деятельности. Проводила итоговую НОД, сравнительный анализ речевого развития в разные периоды. Итоговый мониторинг уровня качества речевого развития детей показал высокий уровень.
Дети стали лучше, эмоционально – выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты, сравнения и активно их использовать; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и сочинять собственные, используя наглядные модели.
Сравнительная диагностика результатов речевого развития детей
2012-2013г 2013-2014г
Начало года Конец года Начало года Конец года
2,7 (68%) 3,4 (85%) 3,4 985%) 3,8 (95%)
3,4 (85%) 3,8 (95%)
Уровень развития детей по теме «Роль сказки в речевом развитии детей» повысился на 1.1 балла (27%)
Вывод: сказка способствует развитию речевых навыков детей младшего дошкольного возраста
Работа кружка «В гостях у сказки» результативна, потому что она находит продолжение в семье. На протяжении всего периода реализации программы я строила свою работу в тесном взаимодействии с родителями, активно привлекая их к работе над развитием речевых навыков детей. Работа в тесном контакте с родителями позволяет выработать общие требования к речи ребенка, способам его общения с окружающими, что окажет существенное влияние на формирование у него умений и навыков речевой коммуникации.
Формы работы с родителям
Форма взаимодействия с родителями Цели работы
Индивидуальная беседа Выявление особенностей развития речевой коммуникации в семье; Выявление трудностей семейного воспитания по заявленной проблеме
Анкета «Семейное чтение» Выявление особенностей общения ребенка в семье.
Консультации, семинары-практикумы, «шпаргалки», рекомендации Совершенствование приемов работы с детьми по развитию речевой коммуникации. Рекомендации по совершенствованию внутрисемейного общения с детьми.
Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников» Ознакомление с формами, функциями общения; Углубление знаний родителей о психолого-педагогических основах речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми.
Приглашение родителей в группу: (Открытые просмотры деятельности педагогов с детьми; посещение дней открытых дверей; приглашение участвовать в театрализованных играх; участие в конкурсах) Ознакомление родителей с жизнью группы; Выработка общих требований к воспитанию детей;
Участие родителей с детьми в совместных проектах.
Вывод:
Основной вывод данной работы состоит в том, чтосказка – незаменимый инструмент формирования речи и личность в целом. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствие будет строиться его речь и фантазия. Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, театрализации обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер. Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.
Высокие результаты над проблемой достигнуты в процессе активного взаимодействия с родителями воспитанников.
Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач и повышению качества освоения Программы в рамках ФГОС ДО.