Наталия Горина
Опыт работы по теме «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников с НОДА при знакомстве с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с НОДА при знакомстве с родным городом через виртуальные экскурсии»
Развитие ребенка в обществе невозможно без знания культуры и истории своего государства, своего родного города. Воспитание человека по средствам культуры начинается с раннего детства. Современное дошкольное образование нацелено на позитивную социализацию и индивидуализацию, на развитие личности детей дошкольного возраста.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие познавательного интереса у старших дошкольников с НОДА при знакомстве с родным городом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, познавательный интерес – это избирательная ориентация на понимание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность и познавательные возможности человека.
Развитие познавательного интереса считается одной из главных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста, как сенситивного периода в усвоении знаний, является необходимым создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса детей, что считается важным для подготовки к дальнейшему школьному обучению. Для того чтобы обучение и воспитание содействовало становлению личности, нужно «разбудить» в ребёнке познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и, которая лежит в основе развития познавательного интереса человека.
Следует отметить, что состояние здоровья наших детей препятствует освоению образовательной программы вне специальных условий обучения и воспитания. У наших воспитанников развитие познавательного интереса. – это более длительный и сложный процесс, конечно же, в котором требуется педагогическое руководство и помощь.
Таким образом, перед нами (педагогами) стоит важная задача развить познавательный интерес ребёнка дошкольного возраста, который отражается в желании узнавать новое, выяснять качества, свойства, предметов, явлений реальности, в стремлении понять их сущность и отыскать, например, между ними имеющиеся как отношения, так и связи.
Вопросами формирования познавательного интереса занимались многие известные педагоги и ученые. Они дают разную терминологию в формулировке определения познавательного интереса :
Детские педагоги Л. И. Божович, Л. С. Выготский отмечали, что из-за преимущества особых форм активности и позитивного эмоционального состояния ребенка появляется необходимость во внешних впечатлениях, что собственно и формирует познавательный интерес у детей дошкольного возраста. Главной целью познавательного интереса считается стремление человека вдуматься во все многообразие мира, которое окружает нас, отражать в сознании присущие процессы, причинно-следственные связи и закономерности.
Надо отметить, что именно у Г. И. Щукиной выделены стадии формирования познавательного интереса дошкольников : оно идет в направлении от поверхностного к стабильному, глубинному.
Мы работаем по программе «От рождения до школы» под ред. Николая Евгеньевича Вераксы. Задачи развития у детей познавательного интереса решаются в следующих учебно-методических пособиях к программе
Нами была переработана данная система и адаптирована под возможности наших воспитанников. В центр внимания мы ставим «завтрашний день развития», а в качестве основного содержания деятельности определяем создание «зоны ближайшего развития».
На основе анализа методической литературы были определены следующие цель и задачи
Цель - развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с НОДА при знакомстве с родным городом через виртуальные экскурсии
Задачи
1. Формировать представления детей об истории города, достопримечательностях, символике, о знаменитых людях.
2. Развивать у детей познавательный интерес, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
3. Обеспечить взаимосвязь с родителями воспитанников по вопросу ознакомления детей дошкольного возраста с НОДА с родным городом; создать атмосферу общности интересов.
4. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды способствующей ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом с использованием виртуальных экскурсий
Сейчас ФГОС ДО требует от нас поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогу интересно организовать образовательный процесс, а виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
Методика организации виртуальных экскурсий для детей рассматривается такими учеными как А. Н. Солодкина, Каунов А. М., Фетелава Т. А. они рассматривают виртуальные экскурсии, прежде всего как эффективный инновационный инструмент, с помощью которого стало возможным расширить кругозор, обогатить знания и развить познавательный интерес
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Алгоритм при организации и проведении виртуальной экскурсии представлен 3 этапами.
1 этап (подготовка педагога, подготовка детей, подготовка родителей)
2 основной этап (погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций) – проведение экскурсии;
3 этап. Завершение экскурсии, рефлексия. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.)
Необходимо отметить, что использование виртуальной экскурсии требует от педагога достаточно много сил на подготовительном этапе (Отбор и изучение экскурсионных объектов; составление маршрута экскурсии на основе видеоряда; подготовка текста (комментариев)- все это достаточно затратно по времени.
Так для знакомства детей с профессией искусства, с творчеством Дзержинских художников и проведения занятия в форме виртуальной экскурсии я сначала посетила краеведческий музей сама, сделала ряд фотографий, отобрала подходящие и только потом приступила к подготовке текста экскурсии.
№ Страница из книги «Мы по городу гуляем» (буква Л) представлена остановка в игре «я знаю много. слов на букву.». Виртуальная экскурсия «Загадочный люк»-приподняла завесу в представлениях детей, по поводу того как устроен город, обратила внимание на важные для каждого жителя города профессии. Продуманность и целесообразность в подборе каждой фотографии – обязательное условие в организации виртуальной экскурсии.
Беседа «Что такое Э. Б. Ц. ?», где дети являются непосредственными активными участниками в организации и проведении виртуальной экскурсии, также требовало дополнительной подготовки. В рамках участия команды ребят в марафоне здоровья у нас появилась возможность сделать виртуальную экскурсию по знакомству с ЭБЦ. Здесь подготовительный этап был усложнен предварительной подготовкой участников команды. Для того,чтобы они смогли стать моими полноценными помощниками в экскурсии я разработала им мнемотаблицу для составления рассказа. Она помогла упорядочить детские впечатления от мероприятия и грамотно рассказать о эбц сверстникам, которые не имеют возможности посетить это учреждение и мероприятие.
Заканчиваем всегда виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Неоценимым подспорьем завершающем этапе является кубик Блума и созданный на его основе более простой вариант «Кубик почемучки». После виртуальной экскурсии у детей есть возможность пролистать весь видеоряд фотографий в самостоятельной неорганизованной деятельности и поделиться впечатлениями с друзьями.
Любопытство, любознательность, познавательный интерес. Было бы ошибкой изучать обозначенные этапы отдельно друг от друга. В реальном же процессе все этапы познавательного интереса демонстрируют сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В то время, когда у ребенка дошкольного возраста настает стадия любопытства, он довольствуется лишь ориентировкой, которая связана с забавностью того или другого предмета, той или иной ситуацией. Данная стадия еще не определяет истинного стремления к усвоению.
Игра «Скважина», живые и виртуальные экскурсии «Вотчина Деда Мороза – Великий Устюг», беседа «Растяпинская рукавичка» дают возможность побывать ребенку в новой непривычной обстановке и ситуации и проявляются в достаточно сильных эмоциях удивления, радости, познания, удовлетворенности деятельностью самого человека.
Занимательность здесь выступает,как движущая сила проявления познавательного интереса и служит начальным стимулом для действия в дошкольном возрасте. В возникновении загадок и их разгадок заключается идея любознательности, как активного понимание мира, которое формируется не только на занятиях, но и в работе, когда человек отрешен от простого исполнительства. Мною были использованы следующие формы работы по развитию познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте
Виртуальная экскурсия «Краеведческий музей»
Беседа «Кто создает памятники? Скульптор»
Д. игра «Найди и назови»
Творческая мастерская «Город будущего»
Интервью «В честь кого названа моя улица?»
ООД по озн. с окр-им «Заповедники, парки, дендрарий»
Экскурсия «Музей им. Н. Рубцова»
Д. игра «Сундучок знаний»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин “Сувениры”.
Проект «Книга руками детей»
Рассматривание альбомов «Город Дзержинск» (прошлое и настоящее)
Проект «Лето, ах лето!» (У меня в руках фотоаппарат)
Изучая свойства познавательного интереса, мы обозначили, что характерной его стороной является его волевая направленность. Познавательный интерес нацелен не только лишь на процесс познания, но и на его результат, а это в первую очередь связано со стремлением к цели, с ее реализацией, с волевым напряжением и усилием, преодолением трудностей. Под воздействием познавательного интереса развивается умственная активность, выражающаяся в огромном количестве вопросов, с которыми дети, например, обращаются к родителям, к воспитателю, взрослым, выясняя суть интересующего его явления, объекта.
Дети старшего дошкольного возраста уже в середине учебного года знают буквы, начинают читать первые слова. В подготовительной группе дети прочитывают все встречающиеся им на глаза вывески, названия магазинов, им хочется проникнуть в суть вещей, понять как устроен этот мир,страна, город,понять почему улицу навали в честь именно этого человека. У них начинает складываться связи, объясняющие суть вещей. Мы использовали это желание познать и прочитать все вокруг, и организовали игру «Я знаю много слов на букву …».Игра заключалась в путешествии по городу Дзержинск с остановками на букву алфавита.
От буквы А до буквы Я—мы вместе с ребятами и родителями искали и называли «городские» слова, отгадывали загадки про них. Используя виртуальную экскурсию, как средство погружения в ситуацию игры мы наглядно могли увидеть, рассмотреть площадь, улицу, памятник, достопримечательность родного города. В результате дети уточняли: «Почему улица названа в честь этого человека?», «Как устроен город?», «Какие важные профессии в городе?», «Почему Башня называется Шуховская?», «Кто строит дома?», «ЖКХ, ЭБЦ, ДДТ, ДКХ- как расшифровать эти буквы….»и многое другое.
Поиск, выбор специально организованных форм работы, таких как виртуальная экскурсия способствует удовлетворению интереса ребенка, помогает и нам реализовать программные требования, уточнить, упорядочить, расширить представления детей о родном городе.
Мы насыщали свою педагогическую деятельность приемами, которые рождали у воспитанников непосредственный интерес, использовали в своей деятельности различный интересный познавательный материал, минивикторины, сюжетно - ролевые игры, кроссворды, задачи на сообразительность, ребусы, занимательные ситуации, сюрпризные моменты. Взрослый (родитель,воспитатель) стал на этом этапе для ребенка главным источником новых знаний о предметах, событиях и явлениях, происходящих вокруг. А используя виртуальную экскурсию у педагога есть прекрасная возможность показать, рассказывать о том, чего сам дошкольник не видел, не знает, расширять его представление об окружающем его мире.
На протяжении всей игры дети были очень активны, воспринимали задачу «найти слово» как эмоционально важную, а цель его действий выступала значимой. Т. о. дети выступали в роли «субъекта познания», укрепляя силы и веру в свои силы и развивая чувство собственного достоинства, которое становятся потребностью в старшем дошкольном возрасте. Итогом нашей игры стала Азбука юного Дзержинца (книга о Дзержинске руками детей) и «Город –сад», который вобрал в себя коллекцию «городских» слов и загадок о Дзержинске.
Для развития предметно-пространственной среды были созданы игры и игровые пособия
Совместно с родителями были изготовлены макеты «Дзержинск настоящий и будущий»…. В простой доступной форме был предложен материал родителям в виде буклета по развитию познавательного интереса. Совместная работа с родителями и тесное взаимодействие с педагогами учреждения, обеспечило развитие познавательного интереса у детей.