Ирина Бекетова
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется опыт работы по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа.
Актуальность
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
С уверенностью можно сказать, что большинство детей, к сожалению, очень поверхностно знакомы например с народной культурой. Эта тема очень актуальна на сегодняшний день.
Детям нужно донести до создания, что они являются носителями русской культуры, воспитать в национальных традициях.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Новизна опыта заключается в том, чтобы:
- формировать национальное самосознание
- развитие творческих способностей
- формирование у детей представлений о многообразии народных культур
- создание предметно-развивающей среды
- формирование художественных потребностей, эстетического вкуса
Приобщение детей к традиционной народной культуре в нашем
детском саду происходит посредством:
- родительское собрание, мастер классы, гостиные, круглый стол
- НОД, наблюдение
- консультации для педагогов, родителей
- праздники, досуги и развлечения
- посещение музеев, творческих выставок
Одним из принципов ФГОС ДО является познавательное развитие, которое включает в себя раздел — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Осознанное формирование нравственно-этических чувств должно начинаться со средней группы. Подготовительным этапом можно считать работу, проводимую в младшей группе.
Целью данной работы является – воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
• Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
• Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
• Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивному отношению к культуре других народов.
• Знакомить с национальным бытом; русским народным творчеством; русскими народными играми; с традициями и праздниками.
Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:
Ребенок:
• Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; народные праздники; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
• Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
• Использует в игре предметы быта русского народа;
• Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.
И так, с чего следует начинать знакомство:
• Первое направление предусматривает знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
• Второе направление — дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней» и т. д., расширяя представления детей о русской народной культуре.
• Третье направление — дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.
• Четвертое направление – знакомство с традициями и праздниками. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме. Знакомство с русскими народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, досуги, развлечения, праздники, мастер-классы.
Например, предлагаю следующую работу по образовательным областям:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
• НОД («Как на Руси весну встречали», «Как на святки в вечерок девицы гадали», «Из истории русского народного костюма», «Благовещение» (выпускали птиц из клеток на волю для распространения благой вести). На продуктивной деятельности можно изготовить дымковскую игрушку – свистульку
• Совместная деятельность: наблюдения за изменениями в природе на прогулке — «День весеннего равноденствия 21. 03.» (таяние льда, ручьи, поиграть в игру «Ручеек», закликание весны, хороводы и т. д.
• Беседы («Что нам осень принесла», «Сретение 15, 02. – встреча весны с зимой», «Праздник масленицы», и др.)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает:
• Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Тише едешь», «Ручеек» и др.
• Дидактические игры: по русскому народному прикладному творчеству – разрезные картинки, пазлы и т. д
• Сюжетно — ролевые игры.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
• Рисование («Осенняя березка», «Масленица – барыня», «Пасхальное яичко» и др.)
• Аппликация («Ангелы на рождество», «Осенний ковер», «Яблонька – красавица» и др.)
• Лепка («Пасхальный кулич», «Дымковская свистулька или лошадка» и др.)
• Ручной труд («Куклы из соломы или из ткани», «Рождественские подарки»)
• Выставки совместного труда детей и родителей («Осенние дары», «Чудесное рождество», «Чудо масленица» и др.)
«Музыка» :
• Музыкальные занятия
• Совместную деятельность: разучивание попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов; игры на шумовых народных инструментах.
• Развлечения и досуги: «Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица», «Веснянка» и др.
• Театральные представления.
Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе могут быть созданы мини уголки «Русский народный уголок», «Русская изба», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера, где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок — передвижек по теме.
Т. к. дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички, то их можно использовать в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Формы взаимодействия с родителями могут быть различными:
• Народные праздники : «Яблочный спас», «Святки-колядки», «Масленица», «Закликание весны» и др.
• Консультации «Роль народных игр во всестороннем развитии детей».
• Мастер – классы: «Изготовление куклы-оберега или ангела», «Рисование на ткани акриловыми красками – украшение рушника», «Как сделать рождественский венок» и другие.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.
У меня всё, спасибо за внимание!