Куприянова Светлана
Опыт работы по теме «Организация работы в средней группе ДОУ с учетом требований ФГОС»
Опыт работы по теме
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников №23 «Чебурашка» посёлка Терек Буденновского района Ставропольского края»
Представление опыта по теме :
«Организация работы в средней группе ДОУ с учетом требований ФГОС»
Выступление
на педагогическом совете детского сада
Публикация «Опыт работы по теме „Организация работы в средней группе ДОУ с учетом требований ФГОС“» размещена в разделах
Выполнила: воспитатель МДОУ д/с №23 «Чебурашка»
Куприянова С. И.
Август 2018г
Изменения содержания дошкольного образования в настоящее время обусловлены новой нормативной базой: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 №1155.
Стандарт дошкольного образования, наряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает требования к условиям ее реализации – психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым, а также требования к предметно-пространственной среде. Первыми в этом ряду не случайно указаны требования к психолого-педагогическим условиям. Ведь по-прежнему актуальными являются поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, их взаимодействия в разных видах деятельности, уважения взрослыми человеческого достоинства детей, защита детей от всех форм насилия, поддержка родителей в воспитании детей. Теперь эти требования закреплены нормативно, и выполнять их обязаны все педагоги и специалисты.
Воспитательно-образовательный процесс в средней группе я строила в соответствии с требованиями ФГОС.
При тщательном рассмотрении ФГОС, при анализе его на семинаре, при ознакомлении с дополнительной литературой я определила для себя, что условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях.
Образовательную деятельность в группе я строила, следуя требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы ДО.
Напомню, какие психолого-педагогические условия должны быть обеспечены для успешной реализации Программы (п. 3.2.1 ФГОС ДО) :
1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Теперь я расскажу, как вышеизложенные условия реализовывались в моей средней группе.
Одним из главных и важных условий реализации ООП ДО является уважение взрослого к человеческому достоинству детей. В нашей группе приоритетным стало личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. За 2 года работы в данной группе я постаралась проникнуть в детский мир каждого ребенка, понять его, а главное принять его таким, каким он является, и постараться направить его индивидуальность, его личностные особенности в нужное русло, верить в его способности. Помогло мне в этом использование разнообразных форм работы с родителями. Именно родители помогли мне лучше узнать их детей. Из анкет на тему «О вашем ребенке», «Ваши взаимоотношения с детьми», «Стиль воспитания ребенка в семье», «Семейные традиции», «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье» я много узнала о своих воспитанниках и нашла ответы на волнующие меня вопросы. Узнала об особенностях каждого ребенка, его мировосприятии, его пристрастиях к тому или иному виду деятельности, о любимой игрушке, о том как обращаются к нему дома. Все это помогло нам безболезненно пережить адаптационный период и установить положительный контакт между взрослыми и ребенком. На родительском собрании на тему «Азы воспитания» мы с родителями обсуждали проблемы воспитания подрастающего поколения и определили круг проблем и пути их решения в нашем коллективе. Познакомила родителей с пунктом 3.2.19подпункт 5) ФГОС, в котором взаимодействие с родителями заявлено как необходимое условие для создания социальной ситуации развития детей. Я донесла до родителей, что они теперь являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и могут активно участвовать в жизни нашей группы и сада в целом. Я стараюсь тесно взаимодействовать с родителями, всегда нахожу время с ними побеседовать, ответить на их вопросы, прибегаю к их помощи при построении образовательного процесса. Нужно время, чтобы родители поняли, что они тоже наравне со мной участвуют в воспитании своего ребенка, чтобы они более активно отзывались на наши просьбы и предложения в чем-либо поучаствовать, что- то смастерить дома с ребенком. Планирую как можно чаще привлекать родителей для совместной деятельности при проведении досугов, праздников. Сегодня работа с родителями занимает важное место в воспитании и образовании ребенка. В нашем саду это направление стало приоритетным.
В современном ДО большое внимание уделяется построению воспитательно-образовательного процесса с учетом гендерных особенностей детей. В своей группе я тоже постаралась учитывать этот фактор. Детский коллектив состоит из 8 мальчиков и 16 девочек. Учитывая гендерные особенности детей, я организовываю предметно-развивающую среду. Пространство группы разделено на игровые уголки для девочек и мальчиков. У девочек преобладают такие игровые наборы, как кухня, салон красоты, уголок ряжения, для мальчиков – строительный материал, машины, гараж, оружейная полка. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Это тоже я учла в своей группе. Принцип гендера учитываю и при построении образовательного процесса (подбор картинок для девочек и мальчиков, тематика вопросов для девочек и мальчиков, подбор музыки, стихов). В своей работе также тщательно продумываю разный подход к детям тихим (примерно 30% детей от всей группы) и подвижным, активным ребятам. С «тихонями» любим беседовать в уголке для уединения, вместе играем в пальчиковые игры, часто рассказываю истории из своего детства, им это очень нравится, это привлекает других ребят к нашему общению и на некоторое время усмиряет сильноподвижных детей. Для активных ребят готовлю игры с чередованием степени активности, участвую в их игре и тем самым контролирую уровень безопасности в группе.
Беседы с детьми, игры, занятия строились так, чтобы раскрыть потенциальные возможности каждого малыша, формировать положительные самоощущения, уверенность в себе, доверие к миру и людям, инициативность и любознательность. По душе и детям и мне пришелся ежедневный «Утренний сбор», на котором каждый ребенок по желанию делился самым сокровенным (новостью, игрушкой, достижением). Если в течение нескольких дней ребенок не желает делиться новостями или просто стесняется, я опять таки прибегаю к помощи родителей, объясняю ситуацию, принимаю к сведению информацию и уже во время утреннего сбора обращаюсь к такому застенчивому ребенку с его новостью или важным событием, услышанным от родителей. Как правило, ребенок меня поддерживает в беседе, тем самым раскрывается, преодолевая свой страх и стеснение перед сверстниками и взрослым. Очень удачно была организованна в группе выставка «Моя любимая игрушка», в ходе игры на этой выставке дети с радостью делились чувствами, которые вызывает его игрушка, принесенная с дома. Ребенок видел, что его игрушка интересна сверстникам и воспитателю и тем самым гордился. У ребенка повышалась положительная самооценка. Я часто прибегаю к методу поощрения, дарения небольших сувениров всем детям. Каждый положительный поступок, действие ребенка обязательно отмечается и поощряется. В конце дня я всегда найду, за что похвалить и наградить каждого ребенка. Дети видят и чувствуют, что они важны в группе, а особенно, если сделал сегодня что-либо хорошее. Детский коллектив в группе дружный, сплоченный. Эта черта группы помогает мне в НОД, дети с охотой делятся карандашом, уступают место за столом, не толкаются, помогают друг другу. В сплочении коллектива мне помогают разнообразные игры, направленные на создание благоприятного эмоционального климата в группе. Дети с удовольствием играют в коллективную игру «Дружный круг». Данного типа игры сплачивают детский коллектив, учат помогать друг другу, настраивают на позитивное взаимоотношение между сверстниками. Во время игры дети стоят в кругу, постепенно, здороваясь с правой и левой рукой, они здороваются сначала друг с другом, затем со всем дружным кругом, а потом посылаем приветствия и солнышку, и небу голубому, и ветру вольному. Заканчивается игра обменом радостных улыбок со сверстниками и взрослыми. Ребятам моей группы очень нравятся такие игры. Замечательно проходят праздники именинников в группе. Каждый ребенок в течение года в свой особый день чувствует себя значимым в коллективе, ведь именно для него в этот день украшена группа, звучит веселая песенка «Барбариков», дети сами для него водят хоровод и от всей души дарят долгожданный подарок.
Всю образовательную деятельность я стараюсь строить на основе взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. При таком виде взаимодействия ребенок начинает чувствовать себя уверенно, не боится ошибок. Когда я предоставляю детям самостоятельность или оказываю поддержку, вселяю веру в свои силы, они не пасуют перед трудностями, настойчиво ищут пути их преодоления.
Очень важно относиться к любым действиям ребенка уважительно, тогда это научит его уважать себя и других. Например, отмечаю, когда дети дружно играют, делятся игрушками, оказывают помощь друг другу (застегнули пуговицу, завязали шнурочек). Дети в группе искренне сочувствуют ребенку, который ушибся, и мы вместе успокаиваем «пострадавшего», прикладываем лед, вытираем слезы. Особое внимание заострила на взаимодействие детей в разных видах деятельности, и теперь ребята с радостью делятся карандашом, умеют уступать в чем-либо, могут спокойно подождать свою очередь. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия. В нашей группе дети защищены от всех форм физического и психического насилия. Утро начинаем в группе с приветливой улыбки при встрече с воспитанниками, провожаем домой, с надеждой увидеться снова. В течение дня общаюсь с детьми ровным спокойным голосом. Радостно, эмоционально подчеркивая новые достижения и успехи своих воспитанников.
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации Программы является использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательную деятельность выстраиваю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Формы и методы образовательной деятельности тщательно анализирую перед использованием в НОД, чтобы недопустить как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей.
По душе и детям и мне пришелся метод проектирования. Изучив литературу, прослушав выступления коллег по организации и проведению проектов в группе, я занялась проектной деятельностью в своей группе. Так как образовательная деятельность в ДОУ строится на основе тематического планирования (по темам недели, по праздникам, то метод проекта очень хорошо раскрывает тему, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В средней группе все проекты простые по форме и содержанию, по ожидаемым результатам. Проанализировав успешно проведенные проекты, такие как «Наш огород», «В мире животных», «Книжкина неделя», «Любимая игрушка», «Наши добрые дела», стало понятно, что детям очень интересно узнавать, исследовать, творить посредством метода проекта. В конце недели (а это чаще всего недельные проекты) дети с нетерпением желали увидеть результат проекта. В проекте «Наш огород» - это выращенные самостоятельно зелень, огурец, помидоров. «В мире животных» - это оказанная помощь в расселении животных по местам обитания. «Книжкина неделя» - это создание своей первой книжки. Очень понравилось детям моей группы творить добрые дела в проекте «Наши добрые дела». Каждый день недели мы совершали доброе дело. В понедельник дети в группе обнаружили новую яркую папку с картинками и увлеченно стали обсуждать увиденное на картинках. Ребята попросили меня прочитать написанное под картинками, тем самым допустили меня к совместной деятельности. Мы вместе рассмотрели картинки, обсудили увиденное, выяснили «что такое хорошо, что такое плохо», что такое доброта, добро. Дети сами изъявили желание быть добрыми и творить добрые дела. Дел было сделано немало. Ребята своими руками изготавливали «добрые открытки» для родителей и вечером одаривали маму или папу. В проект были вовлечены родители: они помогли сделать кормушку для птиц, которую на следующий день после разговора о жизни птиц зимой, мы повесили на дерево. Дети с радостью угостили пернатых семечками, крошками хлеба - это тоже доброе дело. На следующий день мы порадовали ребят младшей группы своими подарками и развеселили их своим приходом в группу. В своей группе организовали фотовыставку «Наши добрые дела». В течение всей недели ребята оказывали помощь друг другу - я объяснила им, что это тоже очень доброе дело. Итогом проекта послужил праздник «Доброта пришла к нам в группу» Дети с интересом и увлечением рассказали сказочной гостье «Фее доброты» о своих добрых делах, а та в свою очередь поблагодарила их и подарила каждому ребенку воздушный шарик. В результате проекта в детском коллективе наладились добрые дружеские взаимоотношения. Ребята стали активно помогать родителям, воспитателям, сверстникам, научились сопереживать близким, что очень важно в современном обществе и на это направлены некоторые пункты ФГОС.
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации Программы является возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности. Во время занятий я всегда предоставляю детям выбор материалов, бумаги разного цвета, формы, для рисования, лепки, конструирования. Они сами решают, что им нужно для того или иного вида деятельности. Например, дети сами определяли, какого цвета будут полоски на коврике для собачки, какой формы будет осенний листок, в какую краску макнуть пальчик, чтобы украсить бант для куклы. Я всегда поддерживаю инициативу и самостоятельность детей.
При переходе на ФГОС пришлось пересмотреть и предметно-развивающую среду в группе. Ее организовала с учетом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки в группе разместила так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В среднем возрасте дети способны самостоятельно организовывать среду под замысел, поэтому сочетания сюжетообразующих игрушек более гибкие. Во избежание конфликта, когда участвующие в игре дети пытаются игнорировать правила игры, либо вторгаются на территорию играющих, я использую легкие раскладные ширмы, игровые коврики. Обозначив, таким образом, игровые границы, дети чувствуют себя увереннее, игровая группа быстрее сплачивается, возникают новые замыслы. Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом : магазин, больница, семья. Атрибуты к этим играм хранятся в пластмассовых контейнерах с маркировкой. Это же служит и для воспитания у детей привычки убирать игрушки на место. Зоны, на которые разделена группа, мобильны. Можно выделить зону для спокойной деятельности (чтение художественной литературы, для познавательно-исследовательской деятельности, для игровой деятельности, рабочую зону (для продуктивной деятельности, для познавательно-исследовательской деятельности, активную зону (для сюжетно-ролевой игры, подвижной игры). Я считаю, что у нас в группе среда содержательно- насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступная и безопасная, что соответствует требованиям ФГОС.
Много сделано за прошедший учебный год, но еще больше предстоит сделать. Много перспектив, планов, возможностей, тем более, что новый федеральный государственный стандарт намного расширил поле деятельности педагога и определил целевые ориентиры, которым мы должны следовать при организации своей педагогической деятельности.