Галина Якименко
Опыт работы по теме: «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Д/САД №100 «РЯБИНУШКА»
г. ТАГАНРОГА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ : «МУЗЫКОТЕРАПИЯ
КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ПОДГОТОВИЛА МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ЯКИМЕНКО ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА
г. ТАГАНРОГ
2012
Публикация «Опыт работы по теме: „Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для
возбужденной фантазии и лекарство для мозга».
В. Шекспир
В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На ярких музыкальных впечатлениях, образах, я строю развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они способны выразить. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Особое внимание на своих занятиях уделяю воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения. Занятия проводятся с учетом психологических и индивидуальных особенностей детей. Применение методов музыкотерапии в музыкальных занятиях для выравнивания психо-эмоциональной сферы у детей стало целью моей работы.
Цель реализую в следующих задачах:
Формировать у дошкольников умение слушать : от хорошо известных “близких” звуков, окружающих ребёнка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.
Пробуждать у дошкольников средствами музыки потребность в творческой деятельности выражать своё отношение к миру.
Развивать фантазию, воображение, творческие способности в продуктивной деятельности под музыку.
Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
Для решения поставленных задач, я изменила форму построения музыкальных занятий, ввела в практику работы инновационные социо-игровые подходы. Занятия по музыкотерапии строятся по следующей схеме:
1. Разминка: двигательные и ритмические упражнения.
2. Основная часть: восприятие музыки, пение, импровизация.
3. Музыкальная релаксация.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребё нку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях :
• Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.
• Развитие у дошкольников эмоциональной сферы личности, творческой активности, культуры восприятия музыки.
Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Чтобы обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей и закрепить его в памяти, я в своей работе использую интегративный подход к музыке, изобразительному искусству, художественному слову, ритмике. Для более эффективной работы в этом направлении в группах совместно с воспитателями мы создали интегративную музыкально-игровую среду, наполнили её оборудованием: музыкальный центр, диски с качественной записью музыкальных произведений (согласно возрасту, иллюстрированные и образные картинки, куклы, элементы игровых костюмов и игровые атрибуты, соответствующие содержанию музыки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него. С воспитателями группы и узкими специалистами (логопед, инструктор физического воспитания, педагог-психолог, преподаватель изобразительной деятельности, эколог) регулярно проводятся консультации по использованию музыкальной терапии на занятиях и в режимные моменты. Для реализации поставленной мною цели, необходима тесная взаимосвязь с воспитателями детского сада. Ведь материал, полученный на музыкальных занятиях, дети закрепляют в самостоятельной деятельности, а здесь ведущая роль отводится воспитателю. Он является активным организатором, наставником, руководителем, направляет эту работу по правильному руслу. Вот почему успех моей работы во многом зависит от заинтересованности воспитателя, его творчества, педагогического такта, его умений и знаний. На консультациях с воспитателями, знакомлю их с программой по музыкальному развитию своей возрастной группы, даю советы, как правильно разучивать тексты песен (при разучивании, при произношении текста по слогам, разучиваю танцевальные шаги, движения по тексту песен. Моя совместная коррекционная работа с психологом построена на применении наглядного материала. Это даёт возможность облегчить детям процесс восприятия музыки, помогает лучше её понять. Для таких маленьких воспитанников характерна повышенная рассеянность, утомляемость, они с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, и мне как педагогу требуется немало выдумки и фантазии, чтобы вовремя использовать и применить тот или иной наглядный материал, который бы увлёк ребёнка. Вот почему в процессе занятий я стараюсь чередовать музыкальный материал с речевыми, двигательными упражнениями, занимаюсь римтмопластикой, широко использую погружение детей в игры. На занятиях использую элементы психогимнастики, где дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.
Музыкотерапию мы используем не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время. Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе. Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть следующие произведения:
1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
2. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена
3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями :
1. Инструментальная музыка : Frederic Delarue.
2. «Времена года» П. И. Чайковского.
3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
4. Ф. Шуберт «Аве Мария».
5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).
6. Samudra Ocean «Голоса океана».
Продолжая работу оздоровительно-профилактической направленности музыкального сопровождения, использую методику музыкально-рефлекторного пробуждения детей после дневного сна. Она индивидуальна, и зависит от типа нервной системы ребёнка. Слушание тихой, нежной, лёгкой музыки, в зависимости от 2 до 8 минут. В таком индивидуальном пробуждении заложен коррекционно-профилактический эффект.
Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:
1. Инструментальная музыка : Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.
2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
3. Музыка для здоровья : Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.
4. Бах «Органные произведение».
5. А. Вивальди «Времена года».
6. «Голоса природы».
С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малыша быть похожим на других, разбудить его фантазию, попытаться максимально реализовать его способности. Для того чтобы ребёнок проявлял творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, умения, навыки. Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления. Стремление к творчеству возрастает, если у ребёнка что-то хорошо получается. Но очень часто бывает, что дети волнуются, испытывают чувство страха, неуверенности в себе. Почему так бывает: одни дети бойкие и активные, а другие робкие и застенчивые? Как помочь застенчивому малышу стать общительнее и раскованней? Мир фантазий у застенчивого малыша очень богат, и именно с помощью творчества можно помочь ребёнку стать уверенным в себе и общительнее. Если малыш замкнут, то ему нужно быть одним из многих, выполнять указания ведущего. Это помогает раскрепоститься, снимает страх общения. Музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых детей, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации. Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях обычно я использую и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. С помощью игровых технологий развиваются творческие способности ребёнка. Так, например, детям очень нравится метод арт-терапии, где они коллективно создают свои творческие композиции, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков, что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, развитию творческого воображения и сближению детей. Очень часто на своих занятиях я использую метод цветотерапии. Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного цвета. Например, в танцевальных композициях, в этюдах и в музыкально-ритмических движениях я предлагаю детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т. к. данные цвета способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки мы также используем эти цвета. Но наибольший отклик у детей вызвали элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. На музыкальных занятиях ребенок получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками. На занятиях музыкотерапией я использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психо-эмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.
Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр, так как она эмоциональна, образна, подвижна и тем самым привлекательна для детей; она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре, развивает воображение, творческое мышление, а это необходимо для развития сюжетов игр. И музыка, и игра – образное представление действительности, поэтому музыкальный образ легко перевоплощается в игровой. И в этом немаловажная роль принадлежит музыкальным играм. Они развлекают и воспитывают детей, развивают их фантазию, учат сопереживать происходящему, создают соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощают ребёнка, повышают его уверенность в себе. Метод игротерапии способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей. Я использую как контактные, объединяющие игры, так и познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтические игры. На музыкальных занятиях использую социо-игры, социо-игровые задания и упражнения: дети исследуют проблемные ситуации, раскрепощаются в движениях под музыку, пение, делают “открытия”, преодолевают трудности. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Поэтому социо-игровой стиль общения предполагает работу – игру детей в малых группах от 2-х до 6-ти человек, т. е. в микрогруппах. Для этого создаю на занятиях музыкой условия игрового взаимодействия в социо-играх, где дети могут общаться как в микрогруппе, так и между микрогруппами. Приведу примеры:
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
В условиях музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодии, простейшим словам, к звукоподражанию, обогащать новыми музыкальными впечатлениями, закреплять уже имеющиеся. Например, провожу социо-игру «Передача сигналов».
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою матрешку», «Собери цветок» (дети собирают определенного цвета). Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, на березе появляются листочки клена с плодами яблок, а ребенок должен это заметить. Или при слушании «Колыбельной музыки» игрушка, пришедшая на занятие, начинает весело плясать и маршировать и, наоборот, во время веселой – спать.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры драматизации, музыкальные игры. Например, после прослушивания пьесы Э. Грига «Утро» провожу социо-игру «Копилка» на развитие словарного запаса детей.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.
Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры: «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку». Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка.
Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории или сказки, воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры, фантазировать. Цель таких игр - развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать своё поведение в коллективе. Например, социо-игра «Говорящий стул», где дети, должны ответить на ряд вопросов, присаживаясь на «говорящий стул».
Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы. Практически на каждом занятии, я использую метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.
На занятиях музыкотерапией также использую прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Дети озвучивают при помощи музыкальных инструментов стихотворения, импровизируют, отображая свой внутренний мир, чувства и переживания, своим исполнением. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции мной использовуются духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др., при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор). При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или активизации эмоциональной сферы личности ребенка прослушиваем музыку для релаксации, а также записи -шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.). Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Используемый материал на занятиях по музыкотерапии :
Дыхательные упражнения.
Дыхательная музыкотерапия оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу, позволяя проводить развивающий эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психофизиологического состояния ребенка. Кроме того, дыхательная музыкотерапия прекрасно снимает стрессы, развивает у детей внешний слух (способность слышать звуки) и внутренний слух (умение «слушать» свой организм, понимать себя, тренирует совершенно конкретные дыхательные качества – силу дыхательных мышц, объемную скорость дыхания. Она дает возможность через звук очень точно контролировать малейшие изменения в дыхании, как самому ребенку, так и педагогу. Ребенок занимается гимнастикой через приятный, эмоционально окрашенный вид деятельности – пение, чтение стихов, игру на духовых инструментах. Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность. На своих занятиях я применяю отдельные упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой («Кошка», «Ушки», «Насос»). Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, оздоровить голос.
Двигательные упражнения
1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).
Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.
2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.
3. «Крадущаяся кошка» (Д. Пучини, «Вальс» из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.
4. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, «Юмореска»). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.
5. «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.
Восприятие музыки.
Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания. Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаю следующие темы: «Раздумье» С. Майкопара и «Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского. Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.
Музыкальная релаксация.
Данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления. При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции. Например:
1. Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гиперактивных детей, муз. М. Равеля «Болеро».
2. Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей, муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».
3. Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе «Юношеская симфония», танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана.
4. Упражнение, формирующее отношение к миру: муз. Ф. Шопена «Ноктюрн».
5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости: «Я все умею» муз. И. Брамса «IV симфония», Ф. Лист «Прелюдия».
Я отметила, что при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.
Список используемой литературы:
Брусиловский Л. С. Музыкотерапия : руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. - М. : Ин-т психологии, 1997.
Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки : подходы, проблемы, перспективы. - М. : Смысл, 2001.
Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. - М. : Музыка, 1991.
В. И. Петрушин Музыкальная психотерапия М., 1999 г
Г. И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы», издательство: Академия развития, серия: Детский сад: день за днём, 2008г.
Ж. Е. Фирилеева, Е. Г. Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ» Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС ISBN : 978-5-89814-068-9 Год издания: 2010 Город издания: Санкт-Петербург