Ирина Трещёва
Выступление из опыта работы «Использование метода проектов в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Такая уж у нас профессия, такая уж у нас судьба, у взрослых людей, прописанных в мире детства — всегда жить его заботами и волнениями. В этом мы с вами счастливые люди: живем в нестареющем, неугомонном мире, и нам открывать его порывы и стремления. Совсем недавно, примерно 5 – 10 лет назад, открывать детям тайны окружающего мира было намного легче, чем сейчас.
Ведь современная реальность такова, что всё вокруг так стремительно меняется, что порой мы не успеваем сами постичь новые тайны и открытия, а обязаны вовлечь в этот процесс своих малышей. Мы с нашими воспитанниками живём в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. А нам, воспитателям, которые каждый день открывают для малышей чудеса окружающего мира, предстают для них «волшебниками из прекрасной сказки под названием жизнь», очень важно понимать, что наша задача на современном этапе сделать их (наших детей) успешными. Научить умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, легко и быстро воспринимать её, анализировать, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Публикация «Выступление из опыта работы „Использование метода проектов в познавательном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
(Слайд 4).При этом нужно отметить такой важный факт, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, но существует проблема – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к обучению.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, я сделала вывод о том, что проблема развития познавательных способностей детей на данный момент активно изучается ведущими специалистами и находится в активной разработке, методов и путей активизации детской деятельности предлагается множество, но для педагогов нашего ДОУ основополагающими стали следующие положения:
1. Познавательная деятельность тесно связана с практикой и определяется ею.
2. Познавательная деятельность тесно связана с развитием мышления и воображения.
3. Необходимо использовать различные средства в развитии познавательных способностей.
4. Развитие познавательных способностей проявляется в возможности самостоятельно анализировать ситуацию, в умении менять свою точку отсчета при решении различных задач, в умение создавать идею будущего продукта и плана её реализации.
В основу планирования моей педагогической деятельности с детьми легли рекомендации программ «Радуга», «Из детства в отрочество» под редакцией Т. Н. Дороновой, а также парциальных программ и педагогических технологий: «Мой мир» (автор С. А. Козлова, «Искусство видеть мир» под редакцией И,А. Лопатиной, «Юный эколог» (автор С. Н. Николаева, «Наш дом — природа» (автор Н. А Рыжова). Методические рекомендации этих программ позволяют развивать наглядно – образное мышление и воображение, любознательность и познавательная активность.
Основная методическая проблема, над которой я работаю на протяжении последних пяти лет – это осуществление комплексного, а сейчас интегрированного подхода при развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Для меня, как для любого современного педагога, проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка одна из главных образовательных задач. Я придерживаюсь такого мнения, что у каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Заповеди, которыми я руководствуюсь в своей работе с детьми :
• У каждого ребенка свой срок и час постижения окружающего.
• Поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое.
• Стараться избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
• Сравнивать результаты работы ребенка только с его собственными достижениями, но не с достижениями других.
• Только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему — то научить.
Изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав программно-методическое обеспечение, я сформулировала цель своей работы.
ЦЕЛЬ: развивать познавательные способности у детей дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно- исследовательской деятельности.
Для достижения этой цели я обратила внимание на специфику задач в разные периоды дошкольного детства.
• В младшем дошкольном возрасте – это :
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
• В старшем дошкольном возрасте – это :
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Я для ребёнка выбираю путь получения им знаний, но только таких, которые, как говорил Л. Н. Толстой, «обретены усилиями мысли, а не памятью». Ни для кого не является секретом то, что когда ребенок сам действует с предметами и объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми я отдаю практическим методам обучения : экспериментам, проектам, опытам. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Тезис современного понимания метода проектов, для меня как для педагога, сводиться к следующему: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников. Метод проектов позволяет создать условия для реализации трех важнейших критериев развития познавательного интереса – позитивного интереса к окружающему миру и его показателей, увлеченности процессом познания и ответственности по отношению к предмету своего интереса.
В нашем ДОУ метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт. Основной целью проектного метода в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, мы называет его создание системной «паутинкой», где учитываются все виды детской деятельности. На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, я особое внимание уделяют организации предметно – развивающей среды в группе. Я считаю, что среда должна являться фоном к поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.
В своей практике работы с детьми я отдаю предпочтение групповым, интегративным, среднесрочным, комбинированным проектам. В моей группе ведётся работа по проекту «Весёлая азбука», была проведена работа по проектам «Моя родословная» и «Мой домашний любимец». Особенно запомнился проект «Моя родословная», в котором перед детьми старшего дошкольного возраста ставилась проблема - что мы не знаем о своей семье или хотим узнать подробнее? Каждым ребенком на начальном этапе реализации проекта была самостоятельно инициирована идея. Например:
Илья Усачёв – «Почему я Усачёв?»
Катя Маньшина – «А моя семья тоже может иметь свой герб?»
Юра Катыхин – «Чем занимались люди раньше»
В этом учебном году мы продолжаем работу над нашим долгосрочным проектом «Весёлая азбука», сегодня вы увидели продукт презентацию данного проекта «Моя азбука», закончиться работа по данному проекту проведением праздника «По дороге к азбуке». Данный проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей. Но и их родителей. Системная «паутинка» по реализации проекта включает в себя интеграцию ОО «Социализация»; «Коммуникация»; «Художественное творчество»; «Познание» и «Музыка». Презентация проекта состоит из создания книги «Моя азбука», из участия в логопедическом досуге «По дороге к Азбуке», создании коллажей «Моя любимая буква».
Таким образом, подводя итоги моей работы я рекомендую всем помнить, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.