Ксения Шепелёва
Опыт работы по теме «Игра в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это огромное светлое пятно, через
которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений об
окружающем мире. Игра – это искра,
зажигающая огонёк пытливости и
любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Игра в жизни ребенка занимает очень важную роль, преобладая над всеми остальными видами деятельности. «Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных» [Концепция дошкольного воспитания].
Публикация «Опыт работы по теме „Игра в жизни ребенка“» размещена в разделах
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребенка в ней заставляет отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив. Для детей группа детского сада является первым детским обществом, где они приобритают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большенства, проявлять доброжелательность к свертникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней прибывания их в детском саду и решила использовать для этой цели разнообразные виды игр.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я выбрала тему для работы «Игра в жизни ребенка»
Цель: научить детей жить общими интересами, подчиняться требованиям большенства, проявлять доброжелательность к свертникам.
Для достижения поставленной цели я поставила следующие задачи:
- Развивать игровой опыт каждого ребенка.
- Помогать открывать новые возможности игрового отражения мира.
- Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
- Воспитывать чувство доброжелатеоьности, взоимопомощи.
Решая поставленные задачи, строю свою работу с учетом основных принципов воспитания и развития дошкольников:
• Доступности:
- учет возрастных особенностей детей;
• Систематичности и последовательности:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частичное повторение усвоенных правил и норм;
• Наглядности: учет особенности мышления.
• Дифференциации: создание благоприяной среды для усваения норм и правил игрового общения каждым ребенком.
• Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка.
Для успешной реализации поставленных задач мне было необходимо:
- Повысить свою теоретическую и практическую подготовку;
- Овладеть диагностикой по развитию игрового опыта;
- Спланировать воспитательно-образовательный процесс;
- создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе;
- выявить интерес детей и родителей к игровой деятельности;
- познакомить родителей с задачами по теме «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», вызвать интерес к проблеме, желание сотрудничать по её реализации;
Для расширения своих теоретических знаний, повышения педагогического мастерства я изучила следующую литературу:
«Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет» автор Л. Н. Павлова.
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» автор Л. В. Артемьева.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» автор З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова.
«Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» автор И. А. Агапова, М. А. Давыдова.
«Разноцветные игры» автор К. Ю. Белая, В. М. Сотникова.
«Игровые досуги для детей» автор И. В. Бодраченко.
Изучение метадической литературы помогло мне изменить структуру проводимых занятий, использовать разнообразные методы и приемы, которые помогают заинтересовать детей в познании окружающей действительности и способствуют обогащению и расширению игрового опыта малышей.
Одним из важнейших условий развития игровой деятельности детей является предметная развивающая среда. Для развития активной деятельности детей я создала в группе:
- мини – музей «Игрушки»;
- центр театрализованной деятельности;
- центр двигательной активности «Маленькие спортсмены»;
- центр сенсорного развития;
- игровой уголок «Мы играем»;
- центр воды и песка;
Осуществляя свою педагогическую деятельность, я систематически ослеживаю результаты по средствам диагностики по следующим критериям оценки знаний и умений детей:
1. Ребёнок должен быть доброжелательным в общении с другими детьми.
2. Ребёнок должен усвоить культурно-гигиенические навыки и положительно к ним относиться.
3. Ребёнок должен усвоить предложенный обучающий материал и активизировать свою речь (словарный запас).
4. Ребёнок должен проявлять интерес к труду взрослых и принимать активное участие в уходе за растениями и животными.
Диагностику проводила вначале и в конце года. Основными методами диагностики были: беседы с детьми и их родителями, наблюдения, игровые упражнения, изучение интереса детей к фольклору.
Вначале года дети соответственно проявляли интерес к фольклору и устному народному творчеству, они с желанием старались заучить потешку, песенку, считалку, пересказать, показать, исполнить их по требованию. Однако не всем удавалось сделать это, требовалось моё участие.
Чтобы глубже ввести детей в мир фольклора я использовала экскурсии, прогулки. За территорией ДОУ находится пастбище, где дети могли наблюдать за домашними животными (коровой, телятами, козами, козлятами, собакой, кошкой). Дети, путешествуя по участку: постояли около ёлочек, помахали им рукой, подошли к берёзке, поздоровались с ней, играли с опавшими листочками. В пути отдыхали и «ели» вкусные блины.
Дубы, дубочки,
Пеку блиночки.
Блиночки горячи
Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные,
С маслицем, сметаною.
Во время экскурсии на огород я старалась, чтобы дети не только рассмотрели растения, но и «поговорили» с ним. Загадывала загадки про овощи и вместе искали ответ на грядке (лук, морковь, капуста). Детям понравился огород на подоконнике. Они воочию увидели, как растут огурцы и вспомнили потешку «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик…». Далее на участке продолжили тему овощей через русскую народную игру «Огуречик, огуречик».
После экскурсий, наблюдений, проведения занятий, бесед об овощах, временах года дети с удовольствием выполняли работы по аппликации «Осенние листья», «Папа дома, мамы нет. Папе кто подаст обед?» и многие другие которые вошли в папку «Наши умелые ручки».
Я подготовила и провела ряд занятий по ознакомлению детей с элементами народного быта, закреплению знаний о домашних животных и их значение в жизни человека.
Это такие как:
- «Еду, еду к бабе, к деду»;
- «Как по снегу, по метели трое саночек летели…» (приложение № 4);
- «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» (приложение № 5);
- «Ладушки, ладушки пекла бабка оладушки»;
- Развлечение «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»
(приложение № 6)
Занятия помогли обобщить знания детей о человеке: социальному статусу, полу, пониманию курьёзных ситуаций. Занятия проводились эмоционально с использованием наглядности, элементами попевок, музыкальных заставок, пританцовываний, обыгрывания сюжетов, сценок, пальчиковой гимнастики.
Помогли мне в том следующие приё мы:
- приём перевоплощения (я - курочка, вы – цыплята и т. д.);
- использование положительных и отрицательных героев;
- приём противоречий (злой – добрый, сильный – слабый, хороший – плохой);
- музыкальные досуги, утренники, развлечения.
Широко использовала в работе словесные методы :
• чтение, беседы с содержанием фольклора;
• использование художественного слова (пословицы, загадки, считалки, потешки и т. д.)
Мои воспитанники старались в игре использовать знания, которые они получали в ходе обучения:
- игра с куклой Катей;
- подвижная игра «Заинька» (приложение № 7).
Во время работы с детьми пополнялся не только словарный запас, но и были задействованы все органы чувств. Ребёнок трогал, пробовал на вкус, нюхал, разглядывал и слушал.
Я так же использовала в своей работе игры, игровые задания с использованием наглядности. Это дидактические игры: «Кто как кричит», «Чьи детки», «Чего не стало», «Подбери пару», «Собери листочек».
Игровые задания с наглядным материалом (собери картинки с изображением героев из сказки «Курочка Ряба», собери домашних животных по образцу) помогают закрепить знания детей и активизировать словарный запас. Я проводила с детьми игры:
- для развития речевого аппарата (подуй на воздушный шарик, подуй на вертушку);
- дыхания;
- развитию представлений о предметах (прогулки по очертанию разных фигур т. е выложить из шнура фигуру и походить по ней);
- развитию творческих навыков (чертим разные фигуры – рисовать на листе бумаги рукой ребёнка разные линии, затем он это делает самостоятельно).
Младший возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно-образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психологическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
В нашем детском саду создан «Центр краеведения», в котором представлена деревенская изба. Она оформлена с учётом всех требований и рекомендаций программы О. Князевой, и М. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». В избе много предметов старинного быта: лавки, люлька, печь, прялки, старинные чугуны, кувшины, одежда и многое другое. Мы часто с детьми ходим в избу на экскурсии, а также я провожу с ними занятия: «Колыбельная песня» (приложение № 8, «Русской печки нет добрее» и др.
Знакомила детей с потешкой «Уж ты, котенька, коток» и обрядом пеленания, укачивания, напевание песенки акапельно. Дети познакомились со словами: колыбель, колыбельные песни, укачивание, баюканье. После занятия девочки несли мне кукол, чтобы запеленать и пели им песенки, покачивая на руках и в кроватках.
Для ознакомления детей с художественным словом я вовлекала и родителей в решение своей задачи. Провела родительское собрание и затронула тему: «Фольклор в повседневной жизни малыша» (приложение № 9, поместила в уголок «»Для вас, родители» консультацию: «Что и как читать малышам».
Оформила в папку-передвижку тексты потешек, песенок, приговорок и рекомендации по их применению.
Вместе с родителями была выпущена газета: «Посидим рядком, поговорим ладком», в которой раскрыли тему: «Влияние фольклора на малыша», поделились секретами воспитания и рецептами семейной выпечки, способствующие созданию тёплых семейных взаимоотношений.
Родители принимали активное участие в конкурсах детского творчества из природного материала.
Работая над своей темой, я делилась опытом своей работы с сотрудниками детского сада, познакомила их с задачами по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами. Провела открытое занятие «Как по снегу, по метели трое саночек летели».
В дальнейшем я планирую:
- продолжать работу по формированию речи у детей, навыков культурного поведения, приобщению к красоте и самобытности русского слова, созданию положительного эмоционального настроя, расширению кругозора;
- создавать наглядность и атрибуты по фольклору;
- приобретать музыкальные и дидактические игрушки в уголок творческой деятельности детей.
В конце года, проводя диагностику, я заметила, как изменился речевой запас моих воспитанников (приложение № 10).
Благодаря работе по фольклору малыши с удовольствием идут в детский сад, они жизнерадостны, улыбчивы. Дети в группе много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки, загадки, песенки.
Дети проявляют эмоциональную отзывчивость к художественному слову.
Фольклор помог расширить знания детей о жизни людей, животных, окружающего мира, их взаимоотношениях.
Благодаря фольклору дети стали дружелюбно относиться друг к другу, обсуждают обидчика, приласкают обиженного, поддержат в игре слабого.
На музыкальных занятиях дети стали более эмоциональны, активны. В группе малыши не скучают, находят занятия по душе.
Умывание, одевание и другие режимные моменты стали для них делом привычным и приятным.
Трудоёмкая, кропотливая работа помогла развить речевую активность детей, способствовала пониманию красоты звучания родного языка, бережному отношению к окружающему миру и межличностных взаимоотношений.