Татьяна Чернова
Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с миром диких животных
3. Описание опыта
Актуальность
Я буду, так вводит малышей
в окружающий мир, чтобы они
каждый день открывали в нём
что – то новое, чтобы каждый
шаг был путешествием к истокам
мышления и речи, чтобы каждый
шаг познания облагораживал
сердце и закалял волю.
В. А. Сухомлинский.
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным : они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний.
Публикация «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с миром диких животных» размещена в разделах
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве.
В соответствии с ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Психолого – педагогическими исследованиями доказано, что именно младший возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окру-жающим миром, естественной частью которого являются природа.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Особое место в нём отведено животным. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. На земле живут тысячи различных представителей животного мира.
В процессе наблюдений за детьми был замечен устойчивый интерес к животным – дети пытались рисовать зайчиков, ежей и других животных, обращали внимание на иллюстрации из книг, журналов. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животных, проживающих в наших лесах. Беседуя с родителями детей, я поняла, что у наших детей почти нет знаний о мире диких животных, но интерес присутствует.
С целью выявления уровня знаний у детей дошкольного возраста, была проведена диа-гностика, в котором приняли участие 17 детей. Приложение№ 8
Данные мониторинга убедили меня взять на реализацию опыта: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с миром диких животных».
Тема моей педагогической работы актуальна для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к жи-вым существам. По моему мнению, живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик.
Цель.
Создание условий для формирования познавательного интереса у младших дошкольников на основе ознакомления с миром диких животных.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
повысить профессиональную компетенцию в области экологического воспитания до-школьников, через активное применение современных ИКТ технологий;
пополнить предметно – пространственную, развивающую среду в группе;
дать возможность детям при помощи взрослого удовлетворить детскую любознатель-ность, через вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира;
стимулировать детей к формированию норм правильного поведения в природе;
воспитывать бережное отношение к представителям животного мира.
В ходе реализации данного опыта работы предполагаю получить такие результаты:
1. повысится профессиональная компетенция в области экологического воспитания дошкольников через активное использование современных ИКТ технологий;
2. пополнится предметно – пространственная развивающая среда в группе;
3. улучшатся условия для повышения качества знаний у воспитанников;
У детей:
1. активизируется детская любознательность, через вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира;
2. сформируются нормы правильного поведения в природе, нормы бережного отноше-ния к представителям животного мира.
К концу реализации опыта, на мой взгляд, дети будут хорошо знать, и отличать диких животных, их среду обитания, научатся относиться к ним бережно и внимательно.
Это необходимо для формирования правильного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).
Мною продуманы и спланированы этапы реализации опыта:
Реализацию данного опыта начала с изучения и повторения нормативной документа-ции:
В «Конституции РФ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом по-правок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
o № - ФКЗ прописано: - в Статье 38 говориться, что материнство и детство, семья находится под защитой государства. А также, забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей.
В Конвенции ООН «О правах ребёнка» : 19 – Статья 18. В целях гарантии содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции государства – участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.
Основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС и примерной образовательная программа «Детство»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.)
Комментарии к ФГОС дошкольного образования (Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014 г.)
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13)
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с фе-деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образова-ния».
При работе с мультимедийной техникой соблюдаю требования СанПин
СанПиН СП-2.4.3648-20 требования к интерактивному оборудованию с 01.01.2021
(продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет – 5 – 7 минут)
В основной образовательной программе ДОУ прописаны основные моменты, связан-ные с ознакомлением дошкольников с миром диких животных.
В ходе реализации основной образовательной программы дошкольного образования дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому.
В ходе опыта работы, познакомилась с практическими исследованиями и наработками по теме разных педагогов новаторов.
Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагоги-ческой науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Проблеме формирования представлений о животных (в частности – о диких животных) посвящены исследования С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, В. П. Арсентьевой, В. Г Грецкой.
Широко известно, что К. Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К. Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, к миру диких животных, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.
Ознакомление старших дошкольников с дикими животными в форме представлений – важная педагогическая задача, способствующая как умственному развитию ребенка, так и преследующая цель экологического воспитания личности.
На основании обобщения результатов исследований многих авторов можно сделать сле-дующие вывод: у дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о диких животных особенностях их строения и поведения. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах диких живот-ных. Общие представления у дошкольников образуются также при просмотре презентаций, видео. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ дикого животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.
Новизна и практическая значимость моего опыта работы заключается в том, что при реализации решила максимально использовать современные ИКТ технологии, в том числе интерактивную доску.
У детей младшего дошкольного возраста преобладает зрительно – слуховое восприятие и память. Дети быстрее усваивают увиденную и услышанную информацию.
Благодаря возможностям интерактивной доски, детям можно преподнести новые зна-ния, закрепить полученные. Информирование ребенка проходит наиболее предметно и наглядно с использованием медиа и аудио ресурсов и интерактивных возможностей доски. Ребенок сможет увидеть животных и их детёнышей в их среде обитания, проникнуться атмосферой их жизни в лесу.
Для успешной реализации опыта и более эффективного усвоения детьми знаний мною созданы следующие условия.
Работа осуществляется в таких форах образовательной деятельности, как:
организованная образовательная деятельность.
образовательная деятельность в режимных моментах;
самостоятельную деятельность детей;
совместная деятельность детей и воспитателя;
взаимодействие с семьями воспитанников;
развлечения;
консультации с родителями.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их миром диких жи-вотных я использую: занятия, виртуальные экскурсии, прогулки, художественную литературу.
Занятия - провожу в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласо-ванному с программой. На занятиях не только сообщаю детям новые знания, но и уточняю, и закрепляю их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала.
Художественная литература помогает раскрыть важную особенность поведения жи-вотных – заботливое отношение к детёнышам, самоотверженную их защиту в момент опас-ности. Так же проводила сравнение, которое проводилось систематически.
Прогулки широко использую для ознакомления детей с природой. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе про-граммы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ря-де прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках орга-низую, игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев, дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, по-ливают растения.
Мир природы очень разнообразен. Многие его представители доступны чувственному восприятию детей и длительным наблюдениям. В процессе самостоятельного сравнения дети наглядно получают достоверные представления о внешнем виде, жизненных проявлениях, передвижении, издаваемых звуках, приспособлении к среде и т. д.
К работе над темой привлекаю социальных партнеров: работников библиотеки, родителей, педагогов.
Совместная деятельность с родителями:
помощь в подборе интересного материала (пословиц, поговорок, загадок);
заучивание стихотворений с детьми;
помощь в изготовлении поделок, дидактических игр, просмотр видео по теме
Совместная деятельность с педагогами ДОУ:
разработка методических рекомендации для работы по данной теме;
составление и распространение среди педагогов медиатеки (видео о животных в есте-ственных условиях обитания, аудиофайлы с голосами птиц и зверей, интерактивные пре-зентации и игры для работы по темам о животных);
обмен методической литературой.
Совместная деятельность с работниками библиотеки:
подбор художественной и научной литературы;
обмен мультимедийными ресурсами
Реализуя свой опыт работы, я руководствовалась принципами:
Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование поисковой, творческой деятельности при знакомстве с животным миром;
Принцип наглядности. Этот принцип предполагает опору в работе на характерную особенность детей дошкольного возраста – наглядно-образное мышление ( методы: наблюде-ние и эксперимент). При НООД используется наглядный и раздаточный материал - как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку;
Принцип систематичности и последовательности – образовательная деятельность проводится систематически по разработанному плану, используя все виды деятельности.
Принцип доступности. Этот принцип диктует подбор доступного, легко восприни-маемого, интересного для детей материала.
Принцип индивидуализации – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Принцип непрерывности, в котором предыдущий период развития содержит пред-посылки для последующих новообразований в развитии и обучение идет впереди развития. Л. С. Выготский писал: «. только то обучение хорошо, которое ведет за собой развитие. то, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становит-ся способен выполнять самостоятельно».
Принцип интегрированности - подразумевает, что ознакомление дошкольника с ди-кими животными взаимодействует (интегрируется) в различных видах детской дея-тельности.
В процессе работы с детьми использую следующие методы и приёмы
Наглядные
Большое значение имеет иллюстративно – наглядный материал в формировании эсте-тического восприятия животного мира, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.
Знакомя детей с животным миром, я использую разнообразный иллюстративно – наглядный материал. Это рассматривание предметов, картин, фото, иллюстраций; просмотр видео, презентаций; работа с интерактивной доской.
Работа с картинами, демонстрационным материалом, сюжетными композициями даёт возможность подробно рассмотреть животных, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении. Рассматривание художественных картин иногда сопровождаю слушанием музыки или поэтических произведений. Мною собрана следующая подборка картин: «Дикие звери», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой». Предметные картины я использую для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления.
В своей работе с детьми использую ИКТ, что позволяет заинтересовать детей, вызвать у них различные эмоции. С помощью иллюстративно – наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей. Чаще всего это просмотр
мультфильмов и видео роликов, виртуальные экскурсий.
Словесные
При ознакомлении детей с животным миром использую : рассказ воспитателя; составление рассказов с детьми по схемам, иллюстрациям, по личным впечатлениям, совместные беседы, рассуждения, составление описательных и сюжетных рассказов.
Во время слушания книги детей первой младшей группы разбиваю на подгруппы. Во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед началом чтения готовлю не-обходимый иллюстративно – наглядный материал. Считаю, что малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстра-тивно – наглядного материала. Использую неоднократное повторение чтения художествен-ного произведения. Во время чтения слежу за восприятием детей. В случае ослабления внимания сразу же привлекаю детей вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации.
Детям очень нравятся произведения о животных таких авторов, как В. Бианки, Е. Чарушина, К. Чуковского, Е. Снегирева, М. Пришвина, Б. Жидкова и др.
Практические
Продуктивная деятельность осуществляется через рисование, раскрашивание, лепку пред-ставителей животного мира. На практике использую так же различные виды театров: паль-чиковый, картинный и др. Создаю детям различные проблемные ситуации. Например, дети рассуждают о том: для чего лисе хвост, почему у тукана такой клюв, зачем лягушке перепон-ки на ногах и др. В опытах – экспериментах: «Выращиваем растения из морковных верху-шек для диких животных». Выясняем «Что помогает белому медведю не мёрзнуть?», «Мо-гут ли животные жить в земле?» «Ловушка для ночных насекомых».
Ежедневные прогулки широко использую для ознакомления с природой для детей всех воз-растных групп. Они иногда носят характер небольших экскурсий, во время которых провожу осмотры участка, организую наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. Играем в подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Лиса и зайцы», «Хитрая лиса», «У медведя в бору».
Привлекаю детей и родителей к изготовлению дидактических игр: «Найди пару?», «Третий лишний», «Кто там?» ,«Где, чья мама?», «Сложи картинку», «Помоги ёжику», «Сравни раз-ных животных?», «Мамы и их детки», и т. д. Дети играют в новые игры со взрослым, со сверстниками и самостоятельно. В своей работе использую и готовые настольно – печат-ные игры. Словесные игры «Кто рычит, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» и другие - провожу с целью закрепления знаний, а также рекомендую родителям.
Развлечения провожу совместно или с родителями, или с педагогами, или сотрудниками библиотеки. Например «Следопыты», «Знатоки лесных жителей», «Активные и быстрые – жители леса». В ходе совместных развлечений дети закрепляют полученный ранее знания, становятся дружнее, стараются друг другу помочь. Родители при таких развлечениях улуч-шают взаимосвязь с детьми и педагогами, более интересуются жизнью детей в стенах дет-ского сада.
4. Заключение
Свою работу начала с изучения и анализа методической литературы, мониторинга знаний детей, постаралась вызвать интерес детей и родителей к теме.
Составила личный перспективный план для работы с детьми и родителями по теме. Обсудила предстоящую работу с воспитателем, родителями, сотрудниками библиотеки. Обновила содержание предметно-развивающей среды.
С детьми были проведены ознакомительные и закрепляющие занятия, прогулки, виртуаль-ные экскурсии, чтение художественной литературы, опыты - эксперименты, просмотр пре-зентаций, мультфильмов по знакомству с дикими животными.
Изучила нормативные документы
Изучила методическую литературу.
Изучила художественную литературу с детьми.
Русские народные песенки, потешки.
«Лиса и ёж» Н. Сладков и другие.
Подбирала подвижные, пальчиковые и дидактические игры.
При работе над темой учитывала возрастные особенности детей. Этому возрасту свойственна игра, на этом и строила всю деятельность с детьми. Вызвала тем самым интерес у детей и родителей к теме.
Определила факторы реализации.
Основные направления моей работы:
формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотрудничество с детьми и родителями;
индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей;
возможность использования разработанного методического и дидактического матери-ала, эффективных методов и приёмов, способствующих развитию знаний у детей по теме;
в связи с возрастными особенностями детей, соблюдая СанПиН, использовала интер-активную доску, тем самым вызвала большой познавательный и эмоциональный ин-терес не только у детей, но и родителей.
Определила условия эффективной реализации темы:
уделяла достаточное количество времени для игры и для совместной деятельности;
присутствовало необходимое наличие материала для детского замысла;
осуществляла игру и совместную деятельность в соответствии с возрастными осо-бенностями детей.
При знакомстве детей с дикими животными, осуществляла следующие задачи и цель.
Создание условий для формирования познавательного интереса у младших дошкольников на основе ознакомления с миром диких животных.
В ходе реализации данного опыта работы получились такие результаты:
повысилась профессиональная компетенция в области экологического воспитания дошкольников, через активное использование современных ИКТ технологий;
пополнилась предметно – пространственная развивающая среда в группе;
улучшились условия для повышения качества знаний у воспитанников.
Также в своей работе использовала обмен опыта с другими педагогами в виде открытых занятий
Проводились консультации
Принимала участие в ГМО в виде выступлений, и показе совместной деятельности с детьми в 2021,2019,2018годах.
За время реализации опыта работы зарегистрировалась и прошла курсы повышения квали-фикации
Благодаря дистанционному обучению родители научились находить и выполнять задания вместе с детьми на просторах интернета, как по моему предлагаемому варианту, так и само-стоятельно. Взаимодействуя с родителями, старалась закрепить и повысить уровень знаний детей о мире диких животных.
На заключительном этапе реализации опыта работы мною проведен повторный мони-торинг определения уровня знаний детей по теме: «Дикие животные».
. В результате проделанной работы у детей существенно изменилось отношение к животным. Дети начали понимать, что такое заботливость, по отношению к кому они могут её проявить и как это следует сделать. Повысился у дошкольников познавательный интерес, они много стали знать о мире диких животных.
Такая работа позволила систематизировать и обобщать знание детей по теме.
Накопленными знаниями они смогут поделиться с другими людьми. Процесс развития познавательных способностей дошкольника с миром диких животных нашёл поддержку у родителей. Родители - полноценные участники образовательного процесса. Вся работа про-ходила по принципу сотрудничества, что позволило получить хорошие результаты в позна-нии детей мира дикой природы. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. Поэтому взаимопонимание воспитателя и ро-дителей в процессе обучения и воспитания являлся главным звеном.
Тезаурус
Заповедник – место, где оберегают и охраняют редкие и ценные виды растений и животных.
Методическая литература
Перед работой над опытом я изучила различную методическую литературу.
• Ашикова В. И., С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М. ,
• Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»,
• Бондаренко Т. М., Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада
• Бондаренко Т. М., Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада
• Бондаренко Т. М., Комплексные занятия в средней группе детского сада
• .Кариухина Н. А «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада»2008г.
• Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное по-собие Текст / С. Н. Николаева. — М., 2005. — 336 с
• Просмотрела художественную литературу для детей о диких животных.
• Ресурсы интернета