Наталья Карпова Викторовна
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Пояснительная записка
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Ведь дети так или иначе оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя дошкольной образовательной организации – преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.
Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети — это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Актуальность воспитания экономической культуры детей обусловлена тем, что сегодняшним дошкольникам, предстоит жить в динамично меняющемся социуме и важно не упустить тот огромный потенциал в развитии, когда дети приобретают первый опыт экономических отношений.
Новизна заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка с взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.
Цель: помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей.
Задачи:
Работая над темой «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»», я поставила следующие задачи:
• Познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата).
• Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.
• Формировать умение правильного обращения с деньгами, способам их зарабатывания и разумному их использованию.
• Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость.
• Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
• Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
• Воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.
Ожидаемый результат:
Системная работа по данному направлению позволит:
Для воспитанников:
• Приобрести новые знания социально-экономического характера, первичных навыков рационального распределения доходов семьи.
• Усвоить следующие вопросы: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения.
• Получить навыки ответственного отношения к финансовым обязательствам.
• Применять практические советы в решении конкретных ситуаций.
• Устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.
Для родителей:
• Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
• Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Целевые ориентиры:
• Ребенок овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов.
• Ребенок осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.
• Ребенок осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
• Различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Условия работы.
Для решения поставленных задач необходимо создать ряд условий, способствующих системной и планомерной работе над проблемой.
• Создание развивающей предметно-пространственной среды.
• Разработка перспективного планирования.
• Разработка конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста.
• Разработка и подбор дидактических игр с экономическим характером.
• Разработка перспективного плана по работе с семьей.
• Подборка диагностического материала по определению уровня развития основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Большое значение я придаю развивающей предметно-пространственной среде в группе, она должна быть организована с учетом следующих принципов:
• доступность;
• вариативность;
• системность;
• содержательная насыщенность;
• полифункциональность.
Предметно-пространственную экономическую среду я разделила на зоны:
• информационная: произведения художественной литературы экономического содержания; альбом «Эволюция денег»
• занимательно-экономическая: кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы.
• деятельно-игровая: дидактические игры, предметы-игрушки (деньги, пластиковые карты, атрибуты. пособия, спецодежда для организации сюжетно-ролевых игр.
Дети имеют свободный доступ к играм, игровым пособиям. Постоянно обновляется дидактический материал, вносятся усложнения. Предметно-пространственная среда является основным средством успешного усвоения детьми знаний и умений. Вариативность среды в группе зависит от задач, решаемых на занятиях. Дети часто берут для самостоятельных игр разные пособия. Результатом развивающей среды стало то, что дети стали больше использовать полученные экономические знания в продуктивной деятельности, лучше продумывать свои действия.
Направление работы.
Работа с детьми ведется в несколько этапов:
Подготовительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний.
Организационный: определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет-ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
Заключительный: анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Технология.
Работу по данной теме я начала с прохождения курсов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности», затем приняла участие в вебинаре «Методические особенности формирования основ финансовой грамотности у дошкольников». Данная тема меня заинтересовала, и я начала изучать методические материалы, программу «Дошкольник и экономика» А. Д. Шатовой.
Работа с детьми по данной теме рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и включает в себя: перспективный план непосредственной образовательной деятельности (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста, который носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с НОД по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Систему моей работы я разделила на три блока, связанных между собой задачами и содержанием.
1 блок: «Труд- основа жизни». При изучении данной темы дети учатся чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела. Детям даю установку положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе. Дети учатся овладеть чувством собственного достоинства, получать начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека, знакомятся с экономическими профессиями.
2 блок: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»
В этом разделе дети знакомятся с понятием «Деньги», как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги – это средство платежа при купле-продаже. Самое главное в этом разделе – это дать освоить детям начальные навыки обращения с деньгами, показать воспитанникам необходимость грамотно и бережливо относиться к деньгам.
3 блок: «Тратим разумно, сберегаем и экономим.»
В этом разделе знакомлю детей с тем, что все их желания называются потребностями. Что бывают потребности, в которых нуждаются все люди, такие как: пища, воздух, жилье. А есть такие потребности, в которых нуждается только он один, или его семья, или их детский сад. Необходимо научить детей понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей).
Свою работу строила по следующим принципам:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
В своей работе я использую разнообразные формы и методы организации детей:
Непосредственно-образовательная деятельность, беседы, проблемные ситуации, дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры,
использование художественного слова (загадки, пословицы, поговорки, стихи, проблемные ситуации, просмотр обучающих мультфильмов, театрализация.
Мониторинг.
В ходе своей работы я разработала диагностический материал по определению уровня развития основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на основе программы А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика». Цель мониторинга: определение уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста; эффективность работы по повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников через различные формы обучения и в повседневной жизни.
Работа с родителями (законными представителями).
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей (законных представителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Для этого я организовала совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности.
Целью является повышение компетентности родителей к вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; привлечь родителей к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Работа с родителями реализую через современные формы взаимодействия.
Информационная: анкетирование, стендовая информация, памятки, консультации, рекомендации.
Познавательная: создание предметно-пространственной среды.
Досуговая: экскурсии, развлечения (в подготовительной группе)
Результат:
Таким образом, благодаря эффективному использованию методов и приемов, системному планированию работы, созданию развивающей среды, учитывая индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников, поддерживая и направляя их интерес, дети познакомились с основными экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата, имеют представление о денежных знаках (монета, купюра) России, учатся правильно обращаться с деньгами, способами их зарабатывания и разумному их использованию, находить решение в проблемной ситуации.
Я считаю, что данная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.