Анна Блинкова
Опыт работы по программе «Социокультурные истоки». Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы
▼ Скачать + Заказать документы
Блинкова Анна Ивановна
МАДОУ «Детский сад «Сказка» г. Белоярский»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Одним из основных направлений дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Публикация «Опыт работы по программе „Социокультурные истоки“, Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы» размещена в разделах
Дошкольные образовательные учреждения, на современном этапе активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья.
Семья традиционно являлась главным хранителем социокультурных ценностей в обществе, именно на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
Но на протяжении последних лет во многих семьях утрачена духовная связь между родителями и детьми, искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме, нарушено понятие семейных традиций. Многие родители не осознают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение духовно - нравственных качеств личности, передаваемых от родителей к детям. Поэтому встает необходимость формирования единой системы ценностей в семье и в детском саду. Эту задачу позволяет решать программа «Социокультурные истоки».
Это одна из программ, в реализации которой активную роль играет семья. Она направлена не только на развитие ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом.
Сегодня хочу поделиться своим опытом работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию дошкольников и рассказать о некоторых формах взаимодействия с родителями, которые применяем в своей педагогической деятельности.
В ДОУ реализация программы «Социокультурные истоки» рассчитана на 4 года развития детей с 3 до 7 лет. На момент ее внедрения нашим детям было по 2-3 года. Чтобы не остаться безучастными мы на своей группе решили организовать работу по сказкам, т. к. именно сказки, потешки, стихи, загадки, пословицы и поговорки, составляют основу программы «Социокультурные истоки». Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Со сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром, она является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития. Благодаря ей ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и не только познает, а еще выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Над каждой сказкой мы работали по два месяца. Рассматривали с детьми иллюстрации, пересказывали сказки с использованием метода волшебной
дорожки, играли в дидактические игры, показывали настольный театр, составляли сказки при помощи «Чудесного мешочка», герои сказок путешествовали с нами по «волшебной дорожке».
В конце работы над сказкой проводили совместно с родителями открытые мероприятия, где они принимали непосредственное, активное участие (занимались с малышами продуктивной деятельностью, играли). Именно в первой младшей группе родители привыкли приходить все до одного, иначе ребёнок оставался один без родительского внимания.
Когда детям исполнилось по три года мы приступили к реализации программы «Социокультурные истоки», благодаря плодотворной работе с родителями в предшествующем году мы не испытывали затруднений в организации и проведении мероприятий в последующие годы. В соответствии с планом взаимодействия работы мы приступили к сотрудничеству.
К первому родительскому собранию была подготовлена презентация, в которой была предоставлена полная информация о работе по программе «Социокультурные истоки», включая цели и задачи работы, представлен краткий обзор книг и альбомов. Были даны рекомендации по работе с детьми в домашних условиях, подчеркнута важность введения новой программы в образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений в современных условиях.
Посещаемость мероприятий родителями во 2 младшей и средней группах составляла от 80% до 90%. На занятия очень часто приходили оба родителя.
Одной из форм работы с родителями считаем создание альбомов, которая объединяет усилия детского сада и семьи по воспитанию настоящего гражданина общества, по сплочению членов семьи и вовлечение родителей в процессе работы над реализацией программы «Истоки». Каждая семья оформляла одну страницу альбома. Вначале была проведена предварительная работа с детьми и родителями. Это рекомендация родителям детской литературы для семейного чтения, индивидуальные консультации и беседы с целью разъяснения целесообразности проведения этой работы, по пожеланию некоторых родителей были показаны образцы оформления листов альбома.
С помощью активной формы обучения – ресурсный круг проведены следующие итоговые занятия и созданы альбомы: «Имя ребёнка»
- На занятие пришёл мальчик Ваня, в образе куклы,он знакомился с ребятами, называл своё имя каждому ребёнку и просил назвать детей своё имя. Затем родители объясняли выбор имени ребёнка, его значение.
Затем родители приступили к созданию альбома, несколько из них представлены на слайде.
«Ласковая песня»
Мероприятие с родителями проходила в виде сюжетной игры «Уложи куклу спать», колыбельные песни исполняли все: педагоги, родители, и дети
На слайде представлена одна страничка альбома созданного родителями.
«Праздничная песня»
Это мероприятие было на кануне Нового года, родители вместе с детьми украсили ёлочку. Затем мы все вместе водили хоровод вокруг ёлочки и исполнили новогоднюю песенку "В лесу родилась ёлочка".
«Добрые мир»
Были даны поручения детям и родителям домой: привести в порядок кукол, отремонтировать игровой материал и принести фотографии. На слайде мы видим добрые дела наших девочек: купание кукол, стирка одежды…
В группе знакомили детей с правилами ухода за комнатными растениями
Показывали детям кукольный театр, учили детей поздравлять друг друга и дарить подарки.
«Любимая книга»
Нашими ребятами было показано театрализованное представление по сказке «Теремок» для детей других групп. Затем эту же сказку дети показывали на мероприятии с родителями.
На слайде представлены странички альбома
В средней группе наша робота по "Социокультурным истокам" была продолжена и были созданы альбомы;
«Семья главное в жизни»
«Добрая забота»
«Образ света»
Создание альбома "Светлый праздник" был запланирован в апреле месяце 2020 года и в связи с пандемией короновируса, мы все находились на самоизоляции, и потеряли тесное сотрудничество с родителями и детьми. Работа по программе велась дистанционно через приложение - мессенджер «Viber», где постоянно педагоги группы и родители находятся на связи. Но тем не менее, родители принимали активное участие в создании альбома и занимались дома с детьми по рекомендациям педагогов. И результаты нашего труда представлено на слайде в виде нескольких страниц альбома.
В старшей группе – продолжаем реализацию программы «Социокультурные истоки».
В этом году нами созданы только два альбома.
«Рождественское чудо»
Предварительной работой перед созданием альбома было: чтение стихов, рассказов о празднике «Рождество», о дружбе и согласии в семье. Выполнение творческих заданий после знакомства с художественными произведениями по данной теме, позволят детям почувствовать ощущение праздника, мир, согласие, и любовь в семье. Необходимо было оформить страничку альбома.
«Славный могучий богатырь»
Главным произведениями по данной теме являются былины – это довольно сложный для восприятия детьми дошкольного возраста, поэтому он представлен уже в пересказе И. А. Кузьмина и в обработке А. Н. Нечаева, и при чтении
необходима пояснение многих слов. После прочтения, ведём с детьми беседы - размышления, что позволяет прийти к пониманию, как становились русскими богатырями, какими они были, кого защищали, как велика сила родительской любви и что такое любовь к Родине. рекомендовалась литература для семейного чтения. После знакомства с подвигами богатырей, предложили ребятам оформить страничку альбома «Славный могучий богатырь»
Итогом будет занятие «Защитники Отечества»
В завершении своего выступления хочется отметить, что мы еще находимся на пути освоения и внедрения активных форм взаимодействия с родителями (у нас впереди еще полгода старшей группы и подготовительная, но даже сейчас уже можно сказать, что применяемые нами формы являются эффективными для создания условий саморазвития, нравственного совершенствования ребенка и его семьи, укрепления детско-родительских отношений, установление партнерских взаимоотношений с родителями.