МААМ-картинки

Опыт работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников

Вероника Васильева
Опыт работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тропинка к грамоте

Содержание данного блока нацелено на подготовку детей 4-7 лет к обучению грамоте. Цель реализуется через решение следующих общих задач:

- развивать артикуляционный аппарат;

- отрабатывать произношение звуков;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать фонематический слух детей;

- знакомить с понятиями «слово», «звук»;

Публикация «Опыт работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников» размещена в разделах

- знакомить с понятиями «гласный звук», «твёрдый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки», учить их различать, знакомить со знаковыми изображениями этих звуков (фишки красного, синего, зелёного цветов и т. д.);

- учить проводить звуковой анализ слов, соотносить слово с его звуковой моделью;

- знакомить с правилами написания букв, обозначающих гласные, после букв, обозначающих твёрдые и мягкие согласные звуки;

- знакомить с понятием «ударение»;

- знакомить с буквами алфавита, учить плавному слоговому чтению и чтению целым словам;

- учить писать печатными буквами.

Речевая одарённость малышей.

Психологи доказали, что именно в дошкольном возрасте человек обнаруживает необыкновенные языковые способности. Очень важно не упустить этот период в развитии детей – возраст четырех-пяти лет. Предлагаемая методика обучения дошкольников грамоте, созданная на основе метода детского психолога Д. Б. Эльконина, строится именно на особом интересе ребенка этого возраста к звучащему слову. Исследования показали, что дети трех лет специальные задания по анализу звуков не воспринимают даже в игре. Их интересует сама игра, а любое задание по анализу звуковой стороны речи они понимают как неинтересное дополнение. А четырехлетние дети охотно включаются в любые игры с заданиями по анализу звуков речи. К этому времени дети уже достаточно хорошо говорят, но их интерес к звуковой форме слова еще не угас, они с удовольствием «играют» словами. Важно поддерживать этот детский интерес, развивать его с помощью различных игровых приемов, направлять детей на специальное знакомство с формальной стороной языка.

Слушать слово и слышать его.

Педагогу нужно переключить внимание ребенка со смысла слова на его звуковую сторону, то есть как бы рассмотреть форму слова. Здесь на помощь придет игра. Например, поиграть в жуков. Вот жучки расправили крылья и полетели: «Жжж». Дети бегают по комнате, машут руками и с удовольствием жужжат. «Какую песенку поют жуки?» – спрашивает воспитатель. «Жжж», – отвечают дети. И тут получают первое задание на исследование звуковой формы слова: «Давайте скажем слово «жук» так, чтобы услышать в нем эту песенку – «жжж». Слово «Жжжук» произносят сначала все дети вместе, потом индивидуально. Продолжаем исследование звуковой формы слов: «Давайте послушаем, есть ли песенка жука еще в каких-нибудь словах? Жжжаворонок… Слышите ли вы в этом слове песенку жука? Жжжаворонок… Конечно, слышите! А в слове ножжжницы? Тоже слышите. А в слове бабочка? Послушайте внимательно ба-боч-ка? Нет, в этом слове нет песенки жука!» Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: длительное произнесение звука «ж» можно сравнить с полетом жука, звука «ззз» – с полётом комара; длительное протягивание звука «ш» – с шумом ветра, а его прерывистое произнесение: «ш-ш-ш» – с шелестом осенних листьев под ногами; быстрое повторение звука «п» – с пыхтением ежика. Приучать детей менять артикуляцию при произнесении слова, интонационно подчеркивать нужный звук следует очень постепенно. Довольно долгое время дети делают это только вслед за воспитателем, воспроизводя ее произнесение и стараясь приблизить свое к этому произнесение. Вслушиваться в звуки.

Четырехлетние воспитанники не знают букв, они с удовольствием вслушиваются в слова и легко различают, какие слова начинаются с твердого согласного, а какие – с мягкого согласного. Конечно, не следует давать малышам этих названий, мы называем эти парные по твердости-мягкости звуки «братьями». Один брат – «сердитый», а другой – «добрый», «ласковый». Дети без затруднений определяют, какой звук «сердитый», а какой – «добрый». Ччтобы зафиксировать такое различение звуков, на занятиях вводятся фигурки двух «мальчиков-братьев», отличающихся друг от друга только выражением лица (один мальчик добрый, улыбающийся, а другой – сердитый, нахмуренный) и цветом одежды («добрый» брат одет в зеленый костюм, «сердитый» брат - в такой же, но синий). Братьев «одели» в цветные костюмы для того, чтобы облегчить детям впоследствии (в старшей группе) запоминание цвета фишек, которыми они будут обозначать все согласные звуки: «добрый брат» – мягкий согласный звук, обозначаемый зеленой фишкой, а сердитый брат – твердый согласный звук, обозначаемый фишкой синего цвета. И на каждом занятии дети будут упражняться в различении звуков, «даря» слова то «сердитому», то «доброму» мальчику.

Последовательность действий, которые всегда должен осуществить ребенок, прежде чем «подарить» свое слово одному из братьев:

• четко произнести слово;

• повторить слово с интонационным выделением нужного звука;

• назвать этот звук изолированно;

• определить «добрый» или «сердитый» это звук – качество звука;

«подарить» слово (картинку) одному из братьев.

Впервые игра с мячом вводится в средней группе. Воспитатель называет слово, интонационно выделяя в нем звук «ж», бросает мяч какому-нибудь ребенку, который должен вернуть мяч воспитателю и повторить слово точно так же («Жжжук», «Жжжаба»). На этом этапе игры с мячом и «Эхо» очень похожи: дети должны делать одно и то же – повторять за воспитателем слова с интонационным выделением какого-либо звука. Поэтому от игры к игре задания постепенно усложняются: воспитатель начинает называть слова, где нужно интонационно выделить звуки типа «в», «б», «г», «к», то есть звуки, которые в отличие от сонорных, шипящих нельзя потянуть. В средней группе впервые появляется игра, в процессе которой дети должны называть слова с нужным звуком. Она проводится на многих занятиях и в средней, и в старшей группе. Это игра-соревнование – например, кто назовет больше слов со звуком «л» : воспитатель сам называет слова, в которых этот звук находится в разных позициях, каждый раз интонационно его выделяя («лллампа», «колллобок», «столлл»). Затем следует предложить детям называть слова со звуком «л», выслушивая ответы каждого ребенка. Таким образом, играя, дети готовятся к обучению грамоте : у них формируется и совершенствуется фонематический слух (умения различать мягкие и твердые согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, они учатся обследовать звуковую форму слова с помощью интонационного выделения отдельного звука. Важнейшую роль играют эти занятия и в умственном воспитании детей – дошкольники постоянно учится сравнивать слова и звуки между собой, находить в них сходство и различие, доказывать правильность своих ответов, тем самым формируя их мышление.

Обучение звуковому анализу слова.

Формирование умения проводить звуковой анализ слова начинается в старшей группе детского сада. В этот возрастной период дети знакомятся со всеми гласными буквами, с несколькими согласными буквами и учатся чтению прямого слога. Все материалы для работы детей на этих занятиях представлены в рабочей тетради. В приложении к тетради даны все дидактические материалы – разноцветные фишки, буквы, пособие «окошечки» для обучения чтению. Дети учатся проводить звуковой анализ слова на каждом занятии. Во время этого обучения дошкольники узнают, что звуки делятся на гласные и согласные, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими, глухими и звонкими, учатся их различать и обозначать соответствующими знаками (разными фишками). Воспитатель ставит перед детьми новую задачу – проведение звукового анализа слов. Значит, нужно дать им и новые средства для решения этой задачи, так как одного интонационного выделения звука будет недостаточно. Эти средства – схема звукового состава слова и фишки. Схема звукового состава слова указывает ребенку на количество звуков в анализируемом слове, а фишками на этой схеме фиксируются сами звуки слова. Но при этом очень важным средством остается интонационное выделение звука в слове, с помощью которого дети последовательно называют все звуки. После ознакомления с гласными, твердыми и мягкими согласными проведение звукового анализа дополняется рядом новых операций. Выделив интонационно и назвав звук изолированно, ребенок должен определить, гласный он или согласный, артикуляционно проверив себя (как выходит воздух при произнесении звука, встречает ли он преграды во рту). Если звук согласный, то следующая операция – определить его твердость или мягкость. При этом в начале обучения каждый раз важно, чтобы ребенок, произнеся выделенный согласный звук, тут же назвал его мягкую (твердую) пару и при сравнении двух звуков определил качество анализируемого. Следующая операция – выбор фишки для фиксации на схеме звукового состава слова выделенного звука. В старшей группе вводится еще одно модельное обозначение – дети начинают обозначать красным колпачком (треугольником) звонкость согласных звуков. Проводя звуковой анализ, работая с фишками, обозначающими различные коррелятивные признаки звуков родного языка, дети получают существенное лингвистическое развитие, усваивая элементарные языковые представления и знания. При этом малыши осознают такие свойства речи, усвоение которых закладывает фундамент развития широкой ориентировки в языке.

Знакомство с буквами.

На следующем этапе обучения дети знакомятся с буквами, обозначающими гласные звуки, причем вводятся эти буквы парами («а»«я», «о»«ё» и т. д.). Так закрепляются те знания о твердых и мягких согласных, которые дети получили на предыдущем этапе обучения. Дети знакомятся с гласными буквами на фоне продолжающегося обучения звуковому анализу слова. При этом в звуковой модели слова все гласные звуки постепенно заменяются буквами, и дети привыкают наглядно видеть, какие гласные буквы пишутся после твердых, а какие – после мягких согласных. Знакомясь таким образом с гласными буквами, дети узнают законы и правила родного языка – принцип обозначения гласными буквами твердости и мягкости согласных звуков. Четкий алгоритм введения гласных букв, неизменно повторяющийся при знакомстве с каждой новой парой, способствует усвоению этих достаточно сложных, норм русской письменности. При введении каждой йотированной буквы дети знакомятся с двумя ее функциями. Сначала дети узнают важное правило русского языка: после мягкого согласного звука звук «а» никогда не обозначается буквой «а», вместо буквы «а» ставится буква «я». Аналогично вводятся и все остальные йотированные буквы – «ё», «ю», «е».

Словоизменение.

Особая сложность обучения чтению в русском языке заключается в том, что букв в нашем алфавите меньше, чем звуков. Что же указывает человеку на то, как эту букву прочесть? Следующая – буква, обозначающая гласный звук. Способ чтения прямого слога заключается в том, что мы читаем как бы «задом наперед» : читающий должен сначала посмотреть на букву, которая обозначает гласный звук; затем перевести взгляд на согласную и произнести ее твердо или мягко, в зависимости от гласной. Опираясь на знания детей о том, какие гласные буквы пишутся после твердых, а какие – после мягких согласных, можно научить их механизму чтения прямого слога даже до введения согласных букв. Воспитатель просит детей выложить слово «лук», но временно отложить синие и зеленые фишки, которыми обозначают на схеме слова твердые и мягкие согласные звуки. Пусть дети вернутся к белым (жёлтым) фишкам. После проведения звукового анализа слова «лук» перед детьми стоит модель: фишка, буква «у», фишка. Затем дается задание: «Уберите букву «у», поставьте вместо нее букву «ю» и прочтите, какое новое слово у вас получилось». Впервые дети видят перед собой неизвестное выложенное слово, получившееся в результате замены одной буквы другой. Дети могут «прочесть» новое слово только одним способом – воссоздать по стоящей перед ними модели звуковую форму слова. Две крайние фишки остались неизменными, поменялась только буква (вместо «у» поставили «ю»). Но воспитанники уже знают, что буква «ю» пишется только после мягкого согласного. Значит, звук «л» в слове «лук» нужно произнести мягко. И ребенок вдруг читает «люк». Вот так, незаметно для себя, дети открывают принцип чтения прямого слога, даже не зная согласных букв, минуя муки слияния. Действие словоизменения формируется очень легко и быстро, дети усваивают способ «прочтения» слова с ориентировкой на согласную букву практически сразу. Обучение чтению.

Теперь дети изучают согласные буквы. Они свободно читают слоги со всеми буквами, обозначающими гласные звуки. Необходимо приготовить специальное пособие – «окошечки» : в листе картона нужно прорезать два вплотную примыкающих друг к другу квадрата. В первое «окошечко» вставляется согласная буква, а во второе – полоска с вертикально (столбиком) написанными гласными буквами, расположенными в той последовательности, в какой дети знакомились с ними. При чтении с помощью «окошечек» перед ребенком уже не фишка и буква, а две буквы. Сам принцип устройства пособия заставляет ребёнка смотреть не на первую – согласную – букву, а на вторую, гласную: в первом «окошечке» стоит одна и та же согласная буква (ребенок сам ее туда вставил, а во втором «окошечке», повинуясь движению его руки, буквы все время меняются – конечно, надо туда смотреть, ведь каждый раз там появляется новая буква. Внимание ребенка приковано к гласной. И он прочитывает весь ряд слогов, составленных из согласной и всех известных ему гласных букв. Обучение в старшей группе заканчивается знакомством с буквами «м», «н», «л», «р». Теперь дети могут читать дома с родителями, постепенно узнавая остальные буквы. Дети научились самому главному: хорошо сформированный звуковой анализ заложил основы грамотного письма, а словоизменение и чтение по «окошечкам» сформировали навык слогового чтения. В подготовительной к школе группе дети учатся хорошо читать по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами и предложениями. Воспитатель должен создать условия для того, чтобы ребенок хотел прочесть то, что ему предлагается, а значит, сделать процесс чтения интересным. Например, предложить прочесть для того, чтобы найти в словах – названиях картинок фрагмент слова – слог. А для этого иногда приходится перечитывать слоги, чтобы быстрее найти и, главное, объяснить всем свою «находку» и др. Одновременно можно учить детей писать, но только печатными буквами, и тогда задания они могут не только выложить из разрезной азбуки (как в старшей группе, но и самостоятельно записать (почти как школьники). Следует продолжать работу со звуками, постоянно давая детям разнообразные задания, связанные со звуковым анализом слов. На первых же занятиях в подготовительной к школе группе дети знакомятся с понятием «ударный гласный звук». А затем в каждом прочитанном слове они будут самостоятельно находить этот звук и ставить над ним значок ударения. Тем, кто научился относительно хорошо читать, можно разрешить читать дома и предложить книгу для домашнего чтения. Дома дети читают с родителями не в качестве наказания за то, что они плохо читали в классе, а в качестве награды за то, что они читали лучше всех. Да еще рассказать всей группе на занятии, о чем сам прочел дома. Ребенок, который учится читать, не может еще, естественно, читать детские книги с достаточно сложными, но интересными для них текстами. Поэтому нельзя прекращать чтение взрослого детям – детское слушание литературного чтения. Ребенок в этот момент обучения чтению читает только для того, чтобы получить одобрение взрослого. Родители должны стать союзниками в сложной работе по воспитанию у детей любви к самостоятельному чтению.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Фотоотчёт занятия по подготовке к обучению грамоте «Учимся быть внимательными»Фотоотчёт занятия по подготовке к обучению грамоте «Учимся быть внимательными» Заключительным этапом проекта «Учимся быть внимательными» было проведение занятий учителем-дефектологом и воспитателями на «Школе для.

Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке»Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Цель: Обобщить знания детей по теме звук – слог – слово – предложение.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группыКонспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группы Тема: Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического восприятия;.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «В поисках клада» ОД подготовка к обучению грамоте в старшей группе на тему: «В поисках клада» Виды Д/Д: игровая, коммуникативная. Формы организации ОД: групповая.

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?»Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?» Предлагаю вашему вниманию игру, главной целью которой является развитие умения составлять из букв слова, учитывая выявленную закономерность.

Самоанализ ОД по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка» Самоанализ открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка». В ходе проведения образовательной деятельности решалась.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 20:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД