светлана валетова
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Законы на проезжей части суровы, они зачастую наказывают тех, кто их нарушает. Чтобы научить детей охранять свою жизнь и безопасность, мы должны не просто вооружить их знаниями правил, но и как можно чаще предоставлять возможность применять эти знания в различных ситуациях.
Публикация «Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах» размещена в разделах
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни становится осознанной необходимостью. За каждой из дорожных трагедий — судьба ребенка и горе родителей. И поэтому я считаю, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.
Я поставила при обучении детей ПДД перед собой следующие задачи:
-доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание;
-обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах;
-формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
-воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
В свободное от занятий время провожу кружковую деятельность «Дорога нам - не враг, а — друг», которая предусматривает систематическую работу в З-х направлениях :
-ребенок — пешеход;
-ребенок — пассажир городского транспорта;
-ребенок — водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, санки, ролики и др.).
Мною разработаны перспективные планы работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах во всех возрастных дошкольных группах. В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не является одноразовой акцией. Работа мной проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа не выделяется в самостоятельный раздел, а входит во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
-организованные формы обучения на занятиях,
-совместную деятельность взрослого и ребенка,
-самостоятельную деятельность ребенка,
-воспитание навыков поведения,
-ознакомление с окружающим,
-развитие речи,
-художественную литературу,
-конструирование,
-изобразительное искусство,
-игру.
Для осуществления работы по данному направлению в группе созданы необходимые условия. Помимо традиционных плакатов «Будь внимателен!», «Играть на дороге опасно!», настольных игр «Дорожные знаки (пазлы)», «Веселый светофорчик», «Дорожное домино», «Мы спешим в школу», «Найди знак», «Час пик», игра-головоломка «Собери знаки», «Учим дорожные знаки», «Собери знаки», сюжетных картинок, дорожных знаков, игрушечного транспорта различного функционального назначения, строительного материала и атрибутов для сюжетно-ролевых игр, паласа по ПДД, стульев-автобусов, персонажей для театрализованных представлений по ПДД, имеется:
-уголок по правилам дорожного движения, куда помимо всего перечисленного входит макет комплекса. На макете можно изучать свой комплекс, составлять его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия, жилые дома и общественные здания. Работа на макете усложняется по содержанию в соответствии с возрастом. На макете дети знакомятся с окружающей обстановкой.
- алгоритмические игры: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором». Цель этих игр - обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, перейти улицу, дойти до дома, с опорой на схемы-алгоритмы. Для облегчения составления связного рассказа детям даются модели, схемы, используются коллажи.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения я не ограничиваюсь лишь словесными объяснениями. Значительное место отведено практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Для системной и эффективной работы с детьми созданы картотеки книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр.
В сентябре и мае провожу диагностику уровня знаний детьми правил дорожного движения.
Исходя из полученных данных, корректирую дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.
Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма носит многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному
вопросу. довожу до сведения родителей план работы, даю рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.
совместными усилиями помочь в воспитании у детей культуры дорожного движения, показываются открытые занятия «Малышам о ПДД», «Знатоки правил дорожного движения», «дошкольником о ПДД»; анкетирование «Я и мой ребенок на улице», консультации «Безопасность детей — наше общее дело», «Давай дружить с тобой, дорога», «Травма — враг номер один» и т. д.
В ходе учебного года провожу родительские собрания «Внимание, светофор», «Родители-водители», «Безопасность детей на улицах города», «Мы водители, а дети наши — пешеходы», где довожу до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Обращаю внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендую места для игр детей.
В пропаганде правил дорожного движения широко использую наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках помещаю материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, образцы книг, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает такие результаты: все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.
Ребенок — это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.