Светлана Моргуненко
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
«Детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества» - говорил В. А. Сухомлинский.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются, лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чём дети не имеют, ни малейшего понятия. Следовательно, сама формулировка подразумевает более или менее глубокое знакомство детей-дошкольников с флагом, гербом, гимном. А в полной мере понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственных символов РФ-дело непростое даже для взрослых. Поэтому необходимы дополнительные занятия для подготовки детей-дошкольников к знакомству с понятиями Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются :
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
их традициям.
Для выполнения поставленных задач мы разработали перспективный план работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.
В этом направлении была проведена такая работа :
НОД
1. Рисование «Субботник»
Цели: Уточнить представление детей о совместном труде взрослых и детей на субботнике в детском саду. Довести до понимания детей, что труд на субботнике - это забота о красоте своего детского сада, района, города.
2. Рисование «Хохломские ложки».
Цели: Закрепить представление о народном промысле хохломская роспись. Прививать любовь к народным промыслам.
3. Рисование «Русский богатырь Илья Муромец».
Цели: Закрепить представление о воинах-защитниках своей страны. Уточнить особенности одежды и вооружения русских воинов.
3. Окружающий мир «Посиделки на Покров»
Цели: Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа и его быта.
4. Рисование «Русская красавица»
Цели: закрепить представления детей о разнообразии и красоте русского костюма.
5. Окружающий мир «Большая и малая Родина»
Цель: Познакомить детей с понятиями: большая и малая Родина. Воспитывать уважение к предкам и землякам.
6. Проведение открытого интегрированного занятия «Родная сторона».
Цели: Научить детей пользоваться картой, рассказать насколько велика своими размерами наша страна. Продолжить знакомство с полезными ископаемыми нашей страны, и её национальностями. Закрепить знания о народных промыслах.
7. Окружающий мир «Природу надо беречь».
Цели: Закрепить и обогатить знания детей о богатстве земли русской, её природе, животных, красной книге и охране наших богатств.
Игры народные:
«Ручеёк», хороводная «Шёл козёл по лесу» «Цепи кованые», «Бояре», «Лапта», настольная «Русское лото».
Чтение и рассказывание русских народных сказок и былин.
КВН по патриотическому воспитанию «Москва! Как много в этом звуке». Совместно со старшим воспитателем.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
• корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
• семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
• счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.
Была проведена работа по патриотическому воспитанию совместно с родителями:
1. Изготовление генеалогического дерева на выставку в холле учреждения.
2. Было проведено анкетирование родителей.
Анкеты были проанализированы.
1 вопрос. Что вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание»?
Ответы: Знакомство с историей своего Отечества, народа; любовь к Родине.
2 вопрос. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
«Да» ответили все родители.
3 вопрос. Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
Ответы: Любовь к Родине.
4 вопрос. Как вы считаете, кто несёт основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
Ответы: Воспитатели и родители, 1 ответ-родители.
5. Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
Ответы: Да
6. Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в вашем доме семейные традиции?
Ответы: Да
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет то почему?
Ответы: да. 1-редко.
Была проведена беседа с родителями, а так же оформлена печатная консультация на тему «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Так же был проведён совместно с музыкальным руководителем спектакль «Приключение непослушного огурчика», который был посвящён нашим мамам ко дню матери.
Так же в группе был оформлен уголок патриотического воспитания.
Результатом работы, проводимой воспитателями с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»