Маргарита Гусейнова
Опыт работы по «Нравственно — патриотическому воспитанию детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта работы
«Нравственно- патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста» Воспитатель МБДОУ «Алёнушка» Гусейнова М. А.
Так как в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта «складывается» человек.
Публикация «Опыт работы по „Нравственно — патриотическому воспитанию детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. И одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных во всех образовательных программах, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми
Для углубленной работы в данном направлении были проведены диагностики уровня нравственных понятий детей по основным направлениям программы «Детство». Для изучения межличностных отношений детей в группе -использовался метод наблюдения и бесед, для изучения семейного микроклимата- использовали анкетирование родителей.
Изучив методическую литературу по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников, проанализировав разнообразные методы работы других педагогов, посещая мероприятия по патриотическому воспитанию пришла к выводу, что данная тема актуальна, интересна, материал который используется во время занятий и игр помогает детям расширить их познавательный интерес и способности, делает их любознательными, способствует формированию патриотических чувств.
В своей практической деятельности опираюсь на труды таких авторов как:
- Алёшина Н. В «Патриотическое воспитание дошкольников»
- Ветохина А. Е. «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
- Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей»
- Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
- АстапенкоМ. П СухаревскаяЕ. Ю «Природа и история родного края»
- Ульева Елена «Россия -моя страна» энциклопедия для детей.
В своей работе следую принципам:
1.Принцип личностно- ориентированного общения (дети активные исследователи, присутствует партнёрство, сочувствие и взаимодействие в общении)
2.Принцип тематического планирования (по блокам: родная семья, родной край, мой детский сад, родная страна, родная природа, родная культура)
3. Принцип наглядности (иллюстрации, фотографии –пейзажей, памятников, достопримечательностей)
4.Принцип последовательности (от простого к сложному)
5. Принцип занимательности (изучаемый материал должен быть детям интересен, увлекателен)
6. Принцип прочности (получаемые знания во время обучения постоянно применяются в повседневной жизни).
Концепцией моей работы является повышение личной компетентности в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Материал по патриотическому воспитанию разбила на блоки:
1 блок «Моя семья. Мой дом»
В этом блоке с детьми проводятся сюжетно-ролевые игры (Семья, Больница, Строители, Магазин, Парикмахерская и т. д) В ходе этих игр у детей формируются положительные взаимоотношения, морально- нравственные качества личности дошкольников.
При чтении литературных произведений и сказок обращается внимание детей на положительные качества черт характера героев такие как: сочувствие, сопереживание, доброта, чуткость, забота.
При проведении дидактических игр «Назови ласково», «Мамины помощники», «Пустое место» и т. д которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивать такие качества как- решительность, дисциплинированность, ответственность, формировать волевые качества личности, желание помочь другому.
Занимались изготовлением подарков для родителей: открытки для мам и бабушек на 8 марта, День матери, поделки для пап и дедушек на День защитника Отечества. Рисовали портреты членов семьи, а потом рассматривали.
Ещё одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течении года дети привлекались к выполнению индивидуальных и совместных поручений.
2 блок «Мой детский сад»
В начале организовывалось знакомство детей со своей группой (в форме загадок, различных заданий). Придумывали с детьми правила поведения в групповой комнате и каждом помещении сада. Например: во время еды (когда я ем я глух и нем, в игровых зонах (поиграл- убери) и т. д.
Проводились экскурсии по зданию ДОУ: в мед. кабинет; на прачку; на кухню; в котельную. В ходе экскурсий дети знакомились с профессиями работников ДОУ оборудованием с которым они работают, проводили беседы о важности и пользе их труда.
Проводилась экскурсия по территории детского сада с целью ознакомления детей с природой, с участками. В ходе экскурсии напоминались правила бережного отношения к природе. Дети принимали не однократно участие в древонасаждении на территории ДОУ. Развешивали кормушки (изготовленные родителями) подкармливали зимующих птиц.
3 блок «Мой родной край»
Работа по воспитанию любви к родному краю начиналась с бесед, в ходе которых были выявлены имеющиеся знания у детей. Проводились экскурсии к Мемориалу Славы и памятнику погибшим воинам. По улицам, где расположен детский сад, объяснялось детям, что у каждой улицы есть своё название, а у каждого дома – свой номер. Чтобы не заблудиться нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома.
В жизнь ДОУ и нашей группы вовлечены родители, которые принимают активное участие в сезонных выставках, конкурсах, викторинах как уровня ДОУ, района и во всероссийских конкурсах.
В течении года рассматриваются иллюстрации, фильмы, слайды с изображением природы родной страны в разные времена года. Дети играют в народные игры, читают и разучивают народные потешки, рассматривают предметы народно- прикладного искусства, постоянно подчеркивается, что всё это придумал и сделал русский народ.
В группе создаются условия для всестороннего развития и воспитания детей. Так как игра является ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте, то большее место занимает организация пространства для развития ребёнка в различных видах игр.
Совместно с родителями воспитанников стараемся научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, что является предпосылкой, воспитанию гражданина и патриота своей страны.
Для родителей были подготовлены и проведены консультации на такие темы: «Как играть с ребёнком дома»; «Воспитание познавательных интересов и любознательности»; «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Совместно с музыкальным руководителем мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем ДОУ и конкретной группе.
Такие как:
*Народные и фольклорные праздники – Масленица; Весенне-летние игры и забавы; Осенняя ярмарка.
*Государственно- гражданские праздники- Новый год; День защитника Отечества; День Победы; День знаний; День села.
*Международные праздники- День матери; Международный женский день; День Защиты детей.
*Бытовые и семейные- дни рождения; Выпуск в школу и т. д
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
В своей работе широко использую все виды фольклора (сказки,былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д) Знакомясь с фольклором дети приобщаются к общечеловеческим нравственным ценностям.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому этот праздник считается всенародным.
Главной задачей, считаю, является расширение представлений детей о Великой Отечественной войне. Воспитание уважения и чувство благодарности к воинам-защитникам Родины. Продолжением данной работы является знакомство детей с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государств. В группе создан патриотический уголок в котором размещена вся символика страны.
Осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи.
В своей работе встречаюсь так же и с трудностями, трудности в реализации данного опыта заключаются в следующем:
*Низкое познавательное развитие детей
*Низкая заинтересованность родителей
*Могут быть упущены отдельные направления патриотического воспитания из-за большого объёма материала и что касается конкретно последнего года из-за пандемии, частого отсутствия детей в ДОУ.