Приложение МААМ

Опыт работы по формированию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы

Антонина Полетаева
Опыт работы по формированию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Финансовая грамотность — это особое качество человека, которое формируется с дошкольного возраста и показывает умения самостоятельно зарабатывать и расходовать финансовые средства, делать это разумно и грамотно.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Темочки:

Поэтому в целях финансового просвещения детей нашей группы «Улыбка» мы запустили краткосрочный образовательный проект «Мы маленькие финансисты».

Цель нашего проекта - создание условий для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущих граждан. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности в дальнейшем.

Свою работу по формированию у воспитанников основ финансовой грамотности, мы начали с анкетирования родителей, где родителям предлагалось заполнить анкету с вопросами: знает ли ребенок, для чего нужны деньги? как ими пользоваться? и т. д. Результаты анкетирования показали, что большинство (90% родителей) согласны с внедрением в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию детей.

Нашу работу по формированию у детей основ финансовой грамотности мы построили на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему принципу: педагоги-воспитанники - родители.

С целью повышения финансовой грамотности самих родителей в воспитании детей провели с ними беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность, «Влияние игр на экономическое развитие дошкольников». Оформили папки-передвижки с консультациями по темам: «Учите ребёнка выбирать и покупать товар», «Учите детей видеть связь между трудом и деньгами». Активно использовали в работе родительский чат.

Чтобы детям было понятно и интересно, мы старались использовать разнообразные инновационные технологии и формы работы с детьми, применяя самые разнообразные методы, приемы и средства обучения, обновили предметно-развиваю среду в группе.

Предметно-развивающая среда нашей группы включает игровые центры: «Супермаркет», «Салон красоты», «Медицинский центр», обеспечивающие самостоятельную деятельность детей и способствующие переносу экономических знаний в игровую деятельность.

Для того чтобы детям легче было знакомится с понятием «денежные купюры», «монеты», «доходы и расходы семьи», совместно с родителями приобрели дидактические игры: «Азбука финансовой грамотности», «Миллионер». В свободном доступе для детей находятся атрибуты для игр, дидактические и настольные игры.

В совместной продуктивной деятельности с детьми мы изготовили денежные купюры, монеты, ценники для игры в Супермаркет, образцы квитанций на оплату услуг.

Такая совместная деятельность детей, нас воспитателей и родителей стала мотивацией к дальнейшей деятельности детей по формированию финансовой грамотности.

Многие экономические представления и понятия невозможно изучать вне ОД по ФЭМП, на которой развивается логика и гибкость мышления. Поэтому в ОД по формированию элементарных математических представлений мы включаем элементы финансовой грамотности. Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений, увеличивают интерес ребенка к финансовым знаниям.

С детьми проводили познавательные беседы: «Что такое деньги», «Доходы и расходы», через которые попыталась донести до детей, что:

-деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;

-как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности;

-объяснили, что для того, чтобы тратить деньги, нужно их зарабатывать;

-деньги любят счет и для чего их считать;

-нужно ли планировать финансы;

Практиковали решение проблемных ситуаций, ситуативные беседы: «Монеты-для чего они нужны?», «Расходы разные бывают», «Хочу и можно», в ходе которых у детей формируются и закрепляются определенные экономические представления.

В рамках тематической недели «Профессии» стремились к тому, чтобы каждый ребенок группы имел представление о содержании профессиональной деятельности своих родителей. Через игру-путешествие «Заглянем к маме на работу» познакомили детей с деятельностью банков, его основными функциями, профессией служащих банка и некоторых операциях, производимых в банке. Познакомились с правилами пользования банкоматом. В игре-путешествии «Мир профессий» организовала в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети наглядно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.

Просмотрели с детьми ряд детских мультфильмов, презентаций: «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Школа финансовой грамотности». Использование презентационных средств в работе, позволяет внести эффект наглядности в ОД и помогает нашим воспитанникам усвоить материал быстрее, помогает создать у детей правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях

Читали художественную литературу, обсуждали рассказы о труде людей разных профессий, стихотворения, сказки, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» экономически грамотно повлияли на формирование финансовой культуры наших детей. Также использовали театрализованные игры: «Теремок», «Река». Дети, принимая на себя роль сказочных персонажей, хорошо усваивают, что труд лучше, чем лень, он важен в нашей жизни, потому что он оплачивается и тем самым мы удовлетворяем свои потребности. Очень занимательной и интересной для детей стала психотерапевтическая сказка «Удивительные приключения Рубля и Копейки». Героями сказка являются денежные единицы РФ.

В работе с детьми использовали народную мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику. Объясняли смысл таких поговорок, как «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Нелегко деньги наживать, а легко проживать». Подводили к пониманию того, что не всё можно купить за деньги. За деньги не купишь дружбу, окружающий мир, радость, любовь близких людей.

Дидактические игры, используемые нами в работе, не только помогают нашим воспитанникам раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить и тратить надо по средствам. Сделать экономику понятной, подвести детей к понятию новых слов: бюджет и из чего он состоит, помогают дидактические игры: «Что продается в магазине?», «Какой товар лишний?» «Сложи товары в корзину», «Что сколько стоит?», «Назначь товару цену». Воспитываем бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие.

Настольно-печатные игры по экономике, такие как «Азбука финансовой грамотности», «Миллионер», которые мы вносили в предметно-развивающую среду для самостоятельной деятельности, позволяют привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Дети, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В сюжетно-ролевых играх закрепляли с детьми все необходимые умения и навыки основ финансовой грамотности. В игровой деятельности подводили детей к понятию того, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят дешевле. Это дети узнавали при проведении таких сюжетно-ролевых игр, как «Семья», «Магазин одежды», «Маленькие покупки», во время которых они покупали товары, платили за услуги и устанавливали цены на них, пользуясь «деньгами» или банковскими картами. С помощью сюжетно-ролевых игр: «Салон красоты», «Аптека», «Кафе», «Супермаркет», «Мини-банк», мы давали возможность детям узнать о мире профессий. Игры усложняли. Так, например в «Супермаркете», сортимент продуктов расширился, их уже нужно было взвешивать, ввели роль кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединили монетки. Играли в «Супермаркет», где предлагают не только продукты, но и одежду, игрушки. Вместе с детьми изготавливали ценники для товаров, обсуждали сколько какой товар будет стоить.

Развивали основы финансовой грамотности наших воспитанников посредством конструктивно-модельной деятельности. Строили «Банки», «Дома, где хранятся деньги». В таких играх дети учились планировать свою деятельность, принимать решения для оптимальной траты выделенного бюджета на постройку и отделку зданий, учились использовать возможность обмена одного товара на другой.

Мы постоянно обращаем внимание детей на испорченные в группе вещи, сломанные игрушки, порванные книги. Беседуем, как можно этого избежать, прививая бережное отношение к имуществу.

Многие родители завели пластиковые банковские карты своим детям- будущим школьникам. Вместе с родителями мы знакомим детей с правилами пользования пластиковой картой. Наши дети могут успешно совершать мелкие бытовые покупки в магазинах, супермаркетах, распоряжаясь собственными деньгами.

Подводя итог нашей работы, можно сказать, что подобранные игры, беседы, малый фольклорный жанр помогли нашим детям усвоить сложные экономические понятия, позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества.

Мы планируем в дальнейшем продолжить эту интересную работу по формированию детей основ финансовой грамотности.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Дидактическая игра по формированию финансовой грамотности «Строительная фирма братьев-поросят»Дидактическая игра по формированию финансовой грамотности «Строительная фирма братьев-поросят» Цели: • знакомство воспитанников старшей и подготовительной группы с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры;.

Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группыДидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы. Табунщик Евгения Викторовна Цель:.

Дидактическое пособие по формированию финансовой грамотности «Юные экономисты»Дидактическое пособие по формированию финансовой грамотности «Юные экономисты» Аннотация Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Юные Экономисты», которое направлено на экономическое воспитание детей, формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по формированию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы
Опубликовано: 14 января 2025 в 18:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по формированию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Полетаева (УИ 2482092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД