Антонина Полетаева
Опыт работы по формированию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовая грамотность — это особое качество человека, которое формируется с дошкольного возраста и показывает умения самостоятельно зарабатывать и расходовать финансовые средства, делать это разумно и грамотно.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Поэтому в целях финансового просвещения детей нашей группы «Улыбка» мы запустили краткосрочный образовательный проект «Мы маленькие финансисты».
Цель нашего проекта - создание условий для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущих граждан. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности в дальнейшем.
Свою работу по формированию у воспитанников основ финансовой грамотности, мы начали с анкетирования родителей, где родителям предлагалось заполнить анкету с вопросами: знает ли ребенок, для чего нужны деньги? как ими пользоваться? и т. д. Результаты анкетирования показали, что большинство (90% родителей) согласны с внедрением в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию детей.
Нашу работу по формированию у детей основ финансовой грамотности мы построили на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему принципу: педагоги-воспитанники - родители.
С целью повышения финансовой грамотности самих родителей в воспитании детей провели с ними беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние игр на экономическое развитие дошкольников». Оформили папки-передвижки с консультациями по темам: «Учите ребёнка выбирать и покупать товар», «Учите детей видеть связь между трудом и деньгами». Активно использовали в работе родительский чат.
Чтобы детям было понятно и интересно, мы старались использовать разнообразные инновационные технологии и формы работы с детьми, применяя самые разнообразные методы, приемы и средства обучения, обновили предметно-развиваю среду в группе.
Предметно-развивающая среда нашей группы включает игровые центры: «Супермаркет», «Салон красоты», «Медицинский центр», обеспечивающие самостоятельную деятельность детей и способствующие переносу экономических знаний в игровую деятельность.
Для того чтобы детям легче было знакомится с понятием «денежные купюры», «монеты», «доходы и расходы семьи», совместно с родителями приобрели дидактические игры: «Азбука финансовой грамотности», «Миллионер». В свободном доступе для детей находятся атрибуты для игр, дидактические и настольные игры.
В совместной продуктивной деятельности с детьми мы изготовили денежные купюры, монеты, ценники для игры в Супермаркет, образцы квитанций на оплату услуг.
Такая совместная деятельность детей, нас воспитателей и родителей стала мотивацией к дальнейшей деятельности детей по формированию финансовой грамотности.
Многие экономические представления и понятия невозможно изучать вне ОД по ФЭМП, на которой развивается логика и гибкость мышления. Поэтому в ОД по формированию элементарных математических представлений мы включаем элементы финансовой грамотности. Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений, увеличивают интерес ребенка к финансовым знаниям.
С детьми проводили познавательные беседы: «Что такое деньги», «Доходы и расходы», через которые попыталась донести до детей, что:
-деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;
-как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности;
-объяснили, что для того, чтобы тратить деньги, нужно их зарабатывать;
-деньги любят счет и для чего их считать;
-нужно ли планировать финансы;
Практиковали решение проблемных ситуаций, ситуативные беседы: «Монеты-для чего они нужны?», «Расходы разные бывают», «Хочу и можно», в ходе которых у детей формируются и закрепляются определенные экономические представления.
В рамках тематической недели «Профессии» стремились к тому, чтобы каждый ребенок группы имел представление о содержании профессиональной деятельности своих родителей. Через игру-путешествие «Заглянем к маме на работу» познакомили детей с деятельностью банков, его основными функциями, профессией служащих банка и некоторых операциях, производимых в банке. Познакомились с правилами пользования банкоматом. В игре-путешествии «Мир профессий» организовала в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети наглядно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.
Просмотрели с детьми ряд детских мультфильмов, презентаций: «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Школа финансовой грамотности». Использование презентационных средств в работе, позволяет внести эффект наглядности в ОД и помогает нашим воспитанникам усвоить материал быстрее, помогает создать у детей правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях
Читали художественную литературу, обсуждали рассказы о труде людей разных профессий, стихотворения, сказки, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» экономически грамотно повлияли на формирование финансовой культуры наших детей. Также использовали театрализованные игры: «Теремок», «Река». Дети, принимая на себя роль сказочных персонажей, хорошо усваивают, что труд лучше, чем лень, он важен в нашей жизни, потому что он оплачивается и тем самым мы удовлетворяем свои потребности. Очень занимательной и интересной для детей стала психотерапевтическая сказка «Удивительные приключения Рубля и Копейки». Героями сказка являются денежные единицы РФ.
В работе с детьми использовали народную мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику. Объясняли смысл таких поговорок, как «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Нелегко деньги наживать, а легко проживать». Подводили к пониманию того, что не всё можно купить за деньги. За деньги не купишь дружбу, окружающий мир, радость, любовь близких людей.
Дидактические игры, используемые нами в работе, не только помогают нашим воспитанникам раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить и тратить надо по средствам. Сделать экономику понятной, подвести детей к понятию новых слов: бюджет и из чего он состоит, помогают дидактические игры: «Что продается в магазине?», «Какой товар лишний?» «Сложи товары в корзину», «Что сколько стоит?», «Назначь товару цену». Воспитываем бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие.
Настольно-печатные игры по экономике, такие как «Азбука финансовой грамотности», «Миллионер», которые мы вносили в предметно-развивающую среду для самостоятельной деятельности, позволяют привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Дети, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В сюжетно-ролевых играх закрепляли с детьми все необходимые умения и навыки основ финансовой грамотности. В игровой деятельности подводили детей к понятию того, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят дешевле. Это дети узнавали при проведении таких сюжетно-ролевых игр, как «Семья», «Магазин одежды», «Маленькие покупки», во время которых они покупали товары, платили за услуги и устанавливали цены на них, пользуясь «деньгами» или банковскими картами. С помощью сюжетно-ролевых игр: «Салон красоты», «Аптека», «Кафе», «Супермаркет», «Мини-банк», мы давали возможность детям узнать о мире профессий. Игры усложняли. Так, например в «Супермаркете», сортимент продуктов расширился, их уже нужно было взвешивать, ввели роль кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединили монетки. Играли в «Супермаркет», где предлагают не только продукты, но и одежду, игрушки. Вместе с детьми изготавливали ценники для товаров, обсуждали сколько какой товар будет стоить.
Развивали основы финансовой грамотности наших воспитанников посредством конструктивно-модельной деятельности. Строили «Банки», «Дома, где хранятся деньги». В таких играх дети учились планировать свою деятельность, принимать решения для оптимальной траты выделенного бюджета на постройку и отделку зданий, учились использовать возможность обмена одного товара на другой.
Мы постоянно обращаем внимание детей на испорченные в группе вещи, сломанные игрушки, порванные книги. Беседуем, как можно этого избежать, прививая бережное отношение к имуществу.
Многие родители завели пластиковые банковские карты своим детям- будущим школьникам. Вместе с родителями мы знакомим детей с правилами пользования пластиковой картой. Наши дети могут успешно совершать мелкие бытовые покупки в магазинах, супермаркетах, распоряжаясь собственными деньгами.
Подводя итог нашей работы, можно сказать, что подобранные игры, беседы, малый фольклорный жанр помогли нашим детям усвоить сложные экономические понятия, позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества.
Мы планируем в дальнейшем продолжить эту интересную работу по формированию детей основ финансовой грамотности.