Алёна Масова
Опыт работы по проекту «Мир в красках»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематика проекта
Развитие художественно-эстетических способностей
Название проекта
«Мир в красках»
Целевая группа
Представленный проект «Мир в красках» направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста, при активном взаимодействии с родителями воспитанников и педагогами-специалистами детского сада.
Содержание проекта
Публикация «Опыт работы по проекту „Мир в красках“» размещена в разделах
Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений. Я. А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета через восприятие произведений изобразительного искусства и окружающего мира, необходимости с раннего возраста воспитывать эмоциональное отношение к цвету. Его взгляды разделяли Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. А. Флерина, Т. С. Комарова.
Моя личная практика показала, что дети реже в свободной деятельности занимаются рисованием. Эта проблема, коснулась и художественной литературы: не все дети могут дослушать сказку или рассказ и ответить на вопросы по тексту. Это напрямую связано с доступностью цифровых устройств.
Цель проекта «Мир в красках» : развитие интереса детей к художественному и литературному творчеству через цветовосприятие.
Задачи:
• развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста,
• развитие речи и творческого воображения через сочинение разноцветных сказок,
• формирование представлений у детей об основных и дополнительных цветах спектра и их оттенках,
• воспитание чувственного отношения к цвету в окружающем мире.
Направления работы :
• наблюдение за цветом в окружающем мире,
• работа с цветом и экспериментирование с ним в изобразительной деятельности,
• сочинение и иллюстрирование детьми разноцветных сказок,
• копирование картин художников-импрессионистов.
Проект рассчитан на 2 года и реализуется в форме совместной и самостоятельной художественно-изобразительной деятельности, индивидуальной работы во второй половине дня и на прогулке, по интересам и желаниям детей.
Созерцая красоту природы во время прогулок, мы видим цвет во всем. Моя задача помочь ребёнку увидеть многоцветье, которое находится вокруг нас, развить собственное чувственное отношение к нему.
Я сочиняю собственные авторские сказки и иллюстрирую их. Сюжеты сказок напрямую связаны с временами года и отражают цветовую гамму определённого сезона.
На занятиях по цветоведению у детей расширяются представления об основных и дополнительных цветах спектра. Ребята знакомятся с такими средствами художественной выразительности, как контраст, насыщенность, учатся подбирать цветовые сочетания.
Я предлагаю ребятам интересные задания для цветовосприятия. Применять свои знания о цветах о оттенках дети могут, придумывая и зарисовывая собственные сказки.
Цвет - главное средство выразительности в картинах художников-импрессионистов, поэтому, дети знакомятся и копируют их картины. Ребёнок открывает для себя, что снег бывает не только белым, а вода не только синей, цвет неба меняется в зависимости от времени суток и погоды. Дети чувствуют себя частью мира искусства и учатся эмоционально откликаться на художественные произведения.
Важная роль в реализации проекта отводится созданию специальной развивающей среды. Для ребят подготовлен большой выбор репродукций картин, дидактических пособий, игр, направленных на цветовосприятие и разнообразные материалы для творчества. С материальной точки зрения, проект не требует специальных вложений.
Результаты деятельности.
Проект «Мир в красках» дает детям возможность заниматься творчеством, выходя за рамки одного направления, и развивает у ребят желание создавать своё искусство.
В результате работы по проекту «Мир в красках», дети проявляют больший интерес к художественному и литературному творчеству: рисуют в свободное время, интересуются произведениями художественного искусства, некоторые из детей пробуют самостоятельно копировать картины художников. Ребята стали лучше ориентироваться в цветах и оттенках, уверенней смешивать краски и получать новые оттенки. Во время прогулок, дети обращают внимание на цвета и оттенки в природе, с удовольствием создают снежные постройки и раскрашивают их.
Важным достижением является то, что в свободной режиссерской и сюжетно-ролевой игре дети выстраивают диалоги, придумывают интересный сюжет. Цветные сказки, придуманные детьми, на данный момент, довольно просты и незамысловаты. Следующим шагом будет поэтапное усложнение сюжета сказок, путём увеличения числа героев и событий. К сожалению, не у всех детей, получается фантазировать в ходе создания сказки. Для развития фантазии необходимо больше читать с детьми, развивать режиссерскую игру, уделять внимание детям, которым трудно высказаться.
Сложностью для ребят является придумывание сказки в рамках одного цвета и его оттенках, например «Сказка о зелёной гусенице». Поэтому в дальнейшем, мы с детьми перейдем к сочинению и иллюстрированию сказок в рамках нескольких цветов, например, относящихся к зимней (холодной) гамме, или сказкам по временам года.
Развитие проекта «Мир в красках» заключается в усложнении задач, как для педагога, так и для детей. На данный момент, сказки ребята придумывают чаще с помощью воспитателя, так как им нужна помощь в виде наводящих вопросов (кто, куда пошел, кого встретил, и так далее). В будущем планируется самостоятельное сочинение сказок детьми, в зависимости от способностей каждого. В планах работы по проекту - поддержка собственного чувственного восприятия детьми цвета и его оттенков в окружающем мире, художественных произведениях, природе, и даже музыке.
Дальнейшее развитие проекта.
Развитие проекта планируется осуществлять через интеграцию художественной и музыкальной деятельности. Цветные сказки могут служить материалом для мультипликации и театрализации. При сотрудничестве с учителем-логопедом проект может быть полезен для развития речи и творческого воображения детей с тяжелыми нарушениями речи.
В дальнейшем планируется представление опыта работы по проекту на городском и областном уровне, публикация в научно-практическом сборнике.
Дополнительно
Каждому ребёнку нужно дать проявить себя в творчестве. И чтобы ребенок в полной мере мог себя выразить в рисунке и творческой деятельности, а так же не произошло угасания интереса к изобразительному творчеству, необходимо дать ему знания о цвете, научить его воспринимать цвета и их оттенки.
Дети с удовольствием приняли идею экспериментирования с цветом. Цвет оказался ключом для развития интереса к придумыванию сказок. Ребятам очень нравятся задания, где можно «поиграть» с цветом, такие, как пускать мыльные пузыри, смотреть на мир через призму другого цвета (рамки, нахождение цвета в природе.
Для коллег направление проекта «Мир в красках» является новым и воспринимается с интересом. Родители одобряют знакомство детей с произведениями великих художников, и приобщение детей к миру искусства и литературы.