Шутова Ольга Васильевна
Опыт работы «Народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Шутова Ольга Васильевна - воспитатель МДОАУ «Детский сад №5 «Реченька» г. Орска».
2. Условия формирования опыта.
На формирование опыта работы по теме «Значение народных подвижных игр в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста» оказали влияние
- изучение методической литеь лратуры;
- изучение опыта коллег;
- участие в работе городских методических объединений.
3. Теоретическая база опыта!
Публикация «Опыт работы „Народные игры“» размещена в разделах
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ ж изни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекатель ными для малышей. Доступно сть и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К. Д. Ушинский также считал необходимым обрати. ть внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них мощное воспитательное средство. Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрасс. удками.
Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать как в детссском саду, в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи. Детям очень нравятся народные игры, они с удовольствием играют, проговаривают текст игры, в свободной деятельности, используют элементы народных игр.
В жизни человека игры всегда имели огромное значение, от развития навыков общения до коррекции способов и методов человеческого взаимодействия. Наибольшую эффективность в познавательном смысле игра несет на себе именно в детском возрасте.
Предметная деятельность ребенка, свозникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвое нии и выполнении предметных действий. Оно имеет вседущее значени для развития ребенка второго – третьего года жизни. В ходе овладения предметными дсействиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудсий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивасть и общий принцип, состоящий в том,с что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом.
Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический харасктер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не. имея возможности обращаться с реальнымси предметами, ребенок усчится моделирсовать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальнысми предметами.
Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами для этого не предназначенными (или вовсе без предметов, теряют свой практический смысл)
4. Актуальность опыта!
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным последсних исследований от 30% до 40% детей дошкольного всозраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Псисхологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей, а для ребенка-дошкольника потеря в движенисях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим развитие интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
Народные подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др., усиливают обмсе. веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к забсолеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Во время народных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатисва и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовссссссывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Велика роль народных. подвижных игр в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной термссссинологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познасссвать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Народные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют. словарный запас, обогащают речь детей.
Таким образом, народные подвижные игры — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении народных игр имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Важность моего опыта работы рассматриваемой проблемы стала основанием для определения темы «Значении народных подвижных игр в физическом развитие детей раннего возраста».
Цель: значение народных подвижных иг. на физическом развитие детей младшего дошкольного возраста, доказать, что подвижная игра является эффективным средством физического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.
Объект: физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: подвижная игра как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: эффективность физического воспитания детей младшего дошкольного возраста средствами народной подвижной игры будет возрастать, ели будут реализованы следующие условия:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
- делать правильный подбор методик по организации и проведении народных подвижных игр.
Задачи: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, выявитэ уровень физического воспитания детей младше дошкольного возраста посредством подвижной игры, показать значимость подвижных игр для полноценного физического развития детей младшего дошкольного возраста.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
В дошкольном детстве происходит формирование0 разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их. помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако, меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное местхо (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Народные подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироватьсяш в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолетль робость, застенчивость. Мне иногда бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения
В коммуникативной деятельности дети разучивают слова русских народных игр, потешек, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит, вот так, вот так…и т. д.» (для детей младшего возраста). Дети знакомятся с поэтичностью, красотой, напевностью родной речи, приобщаются к истокам народной культуры : «Селезень утку загонял, селезень утку загонял:- «Иди утица домой, иди серая домой»,- раз, два, триз, лови!»
В познавательной деятельности тоже допустимо проведение подвижных игр по командам: «Найди свой цвет», «Найди свою форму». Особенно целесообразны для концентрации внимания игры «Запрещенное движение», «Поймай звук», «Летает - не летает», «Карлики-великаны», «Бывает - не бывает» и т. п. Также организовывается образовательная деятельность детей так, чтобы была возможность менять виды деятельности, давать детям задания в парах, в командах, на кзовре, стоя, за столом и т. д.
После сна воспитатель организует игры на внимание, способствующие быстрому пробуждению детей, хороводные, которые настраивают на доброжелательный лад.
Воспитатель также наполняет развивающую среду в группе и на прогулке так, чтобы дети могли самостоятельно организовать подвижные игры : маски, различные атрибуты: повязки, ленточки, медальоны, спортивное оборудование, проводятся беседы о безопасности во время подвижных игр.
5 Новизна опыта
Таким образом, грамотно спланированная и организованная народная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплять здоровье дошкольников.
Созданы условия для погружения детей в самобытный мир русской старины путё м действенного познания: создание в группе соответствующей развивающей среды. Усовершенствована система работы с родителями путем сотворчества и приобщения родителей к активному участию в воспитании детей:
-родительские собрания;
-анкетирование;
-консультации;
-общие фольклорные праздники;
-организации выставок народного прикладного искусства.
6. Адресная направленность.
Рекомендую использовать этот опыт как педагогам с высокой планкой мастерства, так и начинающим педагогам в группах раннего и дошкольного возраста, в коррекционных группах, на отдельных занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
7. Трудоёмкость и технология опыта.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К. Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них мощное воспитательное средство. Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками.
Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать как в детском саду, в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи. Детям очень нравятся народные игры, они с удовольствием играют, проговаривают текст игры, в свободной деятельности, используют элементы народных игр.
8. Результативность опыта.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование подвижных игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей, речь, внимание, логическое мышление.
Таким образом, народная подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка. Роль Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для малышей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.
Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать как в детском саду, в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи. Детям очень нравятся народные игры, они с удовольствием играют, проговаривают текст игры, в свободной деятельности, используют элементы народных игр. Чаще всего мы играли в подвижные народные игры, представлю некоторые из них:
.