Ирина Кириллова
Опыт работы «Наблюдение как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
Проблема пагубного влияния современного общества на окружающую среду и в связи с этим дискуссии о ценности и необходимости экологического образования на данный момент времени занимают важное место из-за возможных негативных последствий. Экологическое воспитание в сфере дошкольного образования занимает одну из приоритетных областей. Также, стоит отметить, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет особое социальное значение, так как своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Период дошкольного возраста – это этап сенсорного развития ребенка: развития органов чувств, овладения сенсорными навыками и способами обследования предметов из окружающей среды. Согласно «Концепции экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаевой, сущность главной цели экологического воспитания детей дошкольного возраста состоит в формировании начал экологической культуры, которые представляют собой начальные компоненты личности, что позволит в дальнейшем успешно присваивать опыт взаимодействия человека с природой.
Практический опыт утверждает, что потребность в общении с природой – это исходная точка формирования и развития экологической культуры ребенка : потребность в общении с природой возникает у ребенка рано и, как правило, он не отделяет себя от природного мира и воспринимает себя частью природы.
Тем самым, одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Метод наблюдения – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит формирование и развитие мыслительной деятельности, источник знаний и различного рода информации, но в тоже время для наблюдения необходимо определенное количество знаний и фактов как исходных моментов организации конструктивного вида деятельности.
В дошкольных учреждениях детей постепенно начинают знакомить с природой и ее изменениями. Данные знания о природе позволяют формировать такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, а также, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, которые охраняют и умножают природные богатства. Метод наблюдения позволяет научить детей дошкольного возраста определять разнообразные признаки объектов природы, опознавать зависимость растительного и животного мира с явлениями, процессами, происходящими в неживой природе.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей при активном участии педагога или родителя с окружающим природным миром.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :
– воспитание гуманного и бережного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств;
– участие детей в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Успех реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста, обеспечивается путем налаживания определенной работы в этой области и включает в себя следующие компоненты:
- активность, готовность и желание самих педагогов детского сада к
экологическому образованию дошкольников, к изучению и внедрению теоретико-методических наработок и рекомендаций, а также к организации системы методической работы;
- построение экологически развивающей среды и обстановки в детском саду;
- создание системы педагогического воздействия, направленного на экологическое развитие детей;
- способствовать и активно принимать участие в постоянном общении детей с
природой;
- активное участие и желание родителей заниматься экологическим просвещением дошкольников;
- работа с социумом.
При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду необходимо учитывать следующие позиции:
- наличие объектов природного мира;
- определение сути и значения наблюдения;
- поиск приемлемых форм и различных приемов включения в них детей;
- комплексное проведение цикла (наблюдения должны следовать один за другим без больших временных промежутков);
- преобладание визуального источника знания над словесным и текстовым;
- участие всей группы детей в процессе наблюдения (каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, должно повторяться несколько раз);
- необходимо делать акцент на биологические особенности, а также видовую специфику представителей животного и растительного мира.
Метод наблюдения может происходить как с отдельными детьми, так и с маленькими группами (примерно 3-6 человек, а также и со всей детской группой. Такое разделение зависит от цели, задач, сущности самого процесса наблюдения. Так, на экскурсии наблюдение может быт организовано со всеми детьми, с небольшими подгруппами, а также с отдельными дошкольниками. В специально отведенном уголке природы желательно проводить наблюдение с отдельными детьми или же в небольших группах.
По количеству привлеченных детей в процесс наблюдения, можно выделить индивидуальное, групповое, фронтальное, а в зависимости от поставленных педагогом целей – эпизодическое, длительное, итоговое.
Перед началом проведения наблюдения, воспитатель должен выбрать место проведения, определиться с задачами, которые могут решиться именно с помощью данного вида деятельности. После этого необходимо выбрать наблюдаемый объект (представители растительного, животного мира, объект неживой природы). Главные условия, которые необходимо учитывать при выборе объекта – это способность его заинтересовать дошкольников, а также быть доступным для восприятия. Также, воспитатель должен предусмотреть то, что могут понадобиться отдельные предметы, например миски с кормом и водой, тряпочки и т. д. Заранее необходимо продумать расположение детей во время процесса наблюдения и наличие хорошего освещения, чтобы они смогли чувствовать себя комфортно и беспрепятственно участвовали в наблюдении.
Учитывая возрастные особенности группы детей, воспитатель обращается к различным приемам и методикам для выявления характерных свойств, качеств, признаков, особенностей поведения животного или растения, устанавливает связи. Воспитатель может задать уточняющие вопросы детям, загадать загадку или же сравнить наблюдаемый объект с любым другим. Достаточно распространенными являются такие методы как трудовая деятельность, игра, чтение литературных произведений, которые способны вызвать у детей конкретное эмоциональное отношений к объекту.
В процессе наблюдения дети узнают об особенностях поведения представителя животного мира, отличительных характеристиках какого-либо растения. Так, рассматривая растение, ребенок вначале должен подчеркнуть его отличительные части (стебель, листок, цветок, а уже после этого учитывать особенности внешнего состояния (форма, величина, характер поверхности). С помощью подобного постепенного процесса воспитатель приучает детей поэтапному наблюдению.
Необходимо иметь в виду, что все процессы наблюдения должны быть связаны между собой, так как на основе этого формируется комплексная система знаний, умений и навыков в области экологического образования и появляется заботливое и бережное отношений к природному миру и его представителям.
Воспитатель должен заинтересовывать детей для того, чтобы постоянно анализировать природный объект, стремиться замечать изменения, а также выделять характерные признаки. Для эффективного запоминания воспитатель может использовать в процессе рисунки, модели, схемы и гербарии. В конечном результате дети должны понимать, как произошло развитие конкретного природного объекта, и пытаться воспроизвести этот цикл в виде рассказов детей.
Цель данного опыта работы : проанализировать и экспериментально проверить роль наблюдений в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста.
Реализация поставленной цели возможно посредством решения ряда задач:
1. познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные связи между объектами и субъектами живой и неживой природы, сформировать представления о живом организме как комплексном образовании и его существенных свойствах и признаках;
2. воспитать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости и уникальности;
3. сформировать у воспитанников знания, умения и навыки бережного отношения к природе.
Все это отражает следующий этап опытно-экспериментальной работы, который направлен на формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Реализация проходила в три основных этапа:
- констатирующий;
- формирующий;
- контрольный.
Первый этап заключался в проведении анкетирования воспитателей с целью определения образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение, применения педагогами на практике программ по экологическому образованию дошкольников, применяемых в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, методов и элементов развивающей экологической среды.
В анкетировании принимали участие все воспитатели. Была использована анкета, содержащая открытые вопросы.
Следующий, второй этап опытно-экспериментальной работы, который направлен на формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Экологический музей входит в состав экологического комплекса детского сада наряду с экологической комнатой, живым уголком и лабораторией. Экспонаты в экологическом музее размещаются на полках зеркальных шкафов, которые должны быть разделены на секции. Они должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Для того чтобы интерес детей к экспонатам не пропадал, необходимо верно и целесообразно организовать работу отделов постоянной и временной экспозиции.
Мини-музей природы может включать: фотографии, альбомы, слайды, картины, рисунки, гербарий, поделки детей, макеты, на которых представлены тематически подобранный материал, коллекции, материал, отображающий предмет с разных сторон (пример музей песка, музыкальные и художественные подборки, дидактические, логические игры, материал для экспериментирования, цепи последовательности, журналы для наблюдений.
Примером постоянной экспозиции может быть отдел музея, который иллюстрирует особенности и характеристики красот природы родного края («Красота Ивановской области!») или экологические отделы с «говорящими» названиями «Красная книга России», «Крылатые помощники», «Ягодная поляна», «В грибном царстве», «Лес - наше богатство», «Лесная аптека».
Экспонаты могут собираться коллективом детского сада, научным руководителем, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года педагог-эколог и воспитатели обращаются к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для музея природы. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, других стран.
Для удобства работы в музее можно составить описание каждого экспоната. Все описания собрать в папке в прозрачных файлах, что позволит в дальнейшем добавлять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т. п. Главное предназначение данных экологических музеев - вовлечение детей в деятельность и общение, оказание воздействия на их эмоциональную сферу. Воспитатели должны понимать, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности: игру, непосредственно-образовательную деятельность, прогулку.
Создание экологической лаборатории в дошкольном учреждении осуществляется с целью познавательного развития детей, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория является основой для специфической игровой деятельности - дети превращаются в уч ных, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Также мини-лаборатории могут быть и тематическими. В каждой группе можно создать свои исследовательские уголки - «Юный эколог», «Юный почвовед», «Мы и воздух». Кроме шкафчиков с оборудованием и материалами, столиками для проведения опытов, лабораторию можно дополнить календар м природы.
Лаборатория на участке детского сада может функционировать круглый год, хотя е использование особенно эффективно в т плое время. Можно разбить рядом с лабораторией клумбу с растениями - часами или растениями, барометрами, сделать солнечные часы. Разнообразные флюгера, вертушки и другие приборы помогут следить за ветром. Сделать дождемер - прибор, с помощью которого измеряется количество осадков. Сколько воды натекло в дождемер, могут определять сами дети. На подоконнике можно поставить ящики с растениями для наблюдений, мини - теплицу, создать мини - огород.
В лаборатории хранятся энциклопедии и др. книги с описанием опытов, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования по разным темам, схемы - задания собраны в альбом «Сделай сам». При проведении опытов и экспериментов используются опорные схемы и таблицы.
Для лаборатории можно использовать следующее оборудование:
– приборы-помощники (микроскопы, лупы, компасы, термометры, часы, безмены, магниты);
– прозрачные мкости разной конфигурации и объ ма, стаканчики, пластиковые бутылочки;
– флюгера, вертушки, палочки для коктейля, воздушные шарики, приспособления для пускания мыльных пузырей;
– небольшие подносы, салфетки, лопаточки, совочки, ложечки;
– бумажные и тканевые фильтры, губки, воронки, тарелки, миски;
– магнитофон, аудиозаписи звуков природы, музыки;
– центр «воды и песка»;
– ящик ощущений и др.
В качестве материалов могут быть использованы:
– камни, морская и речная галька;
– разнообразные морские и речные раковины;
– образцы песка, глины, почвы;
– цветные прозрачные кусочки пластика;
– семена разных растений;
– кусочки коры разных деревьев;
– деревянные дощечки, бруски, кубики;
– магниты разного размера;
– разные виды картона и бумаги;
– разные виды тканей, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в детской лаборатории организуется один раз в неделю по 25-30 мин., работа проводится с небольшими подгруппами (по 6-8 детей) с уч том уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр - экспериментов проводятся 2-3 опыта с детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от сложности.
Следует отметить, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют реб нку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только реб нок должен делать вс сам, а не быть в роли наблюдателя.
После проведенного наблюдения за деятельностью детей стоит отметить, что они принимают активное участие в наблюдении за обитателями лаборатории. Дошкольники самостоятельно наблюдают за ростом и развитием объектов в лаборатории, в ходе чего пытаются установить причину того или иного явления, процесса. В свою очередь экологический музей предоставил детям общее представление о музее и его восприятие, а самое главное – он научил бережно относится к своим экологическим экспонатам, и проявлять экологическую культуру в целом.
Следовательно, провед нное исследование подтверждает, что процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста эффективен при соблюдении следующих условий:
– создание экологического пространства;
– способствование активному участию детей в общении с природой с помощью метода наблюдения;
– особое значение активной и непосредственной роли воспитателя в формировании основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Важными задачами экологического воспитания в нашем детском саду являются:
• Воспитание гуманного отношения к природе;
• Формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
• Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
• Воспитание любви к животному и растительному миру.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы.
Мой опыт работы включил в себя :
- научно обоснованный психолого – педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
- экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения; отбор работы, как в детском саду, так и в семье;
- подготовку воспитателя (повышения уровня экологической грамотности и эколого – педагогической готовности к работе с детьми);
- конкретную технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах;
- перспективу создания программы и целостной технологии личностного мировоззрения.
Ведущий стержень моей работы – программа личностного развития – формирование в детях положительного отношения к окружающему миру, целостной ориентации к этому миру.
Главная цель моей работы – заложить в детях начала осознанно – правильного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам природного происхождения на основе усвоения систематизированных занятий.
Так как воспитатель формирует начала у детей, он должен:
- владеть элементарными основами экологии;
- ориентироваться в экологических проблемах мира, страны, своего региона;
- сознательно перестраивать методы ознакомления детей с природой на методы экологического воспитания (циклы наблюдений, прослеживающие особенности взаимодействия организма со средой; календари наблюдений, где фиксируется на протяжении отдельного времени те или иные объекты природы, меняющиеся под воздействием условий; познавательные, обобщающие, комплексные типы занятий со старшими дошкольниками; игровые обучающие ситуации соединяющие игру (сюжетно – ролевую) с дидактическими задачами познания экологических связей в природе; моделирование и моделирующую деятельность, в ходе которой дети должны обнаруживать связи в природе, познать свойства средообразующих факторов).
Я считаю – знания о взаимоотношениях человека с природой необходимо закладывать уже в дошкольном возрасте.