Мария Тазина
Воспитание ценностного отношения детей к здоровью в рамках реализации задач по образовательной области «Здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данного вопроса включает в себя организацию здорового образа жизни, что предполагает удовлетворение важнейших жизненных потребностей ребенка, создание условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Так же, как и в младшей, в средней группе организация жизни детей строится в соответствии с гигиеническими нормами. У детей средней группы потребность организма в кислороде по сравнению с детьми трех лет увеличивается на 40%, что связано с перестройкой функции внешнего дыхания. Это требует особого внимания к систематическому проветриванию помещения, к обеспечению достаточного времени пребывания детей на свежем воздухе и к закаливанию.
Публикация «Воспитание ценностного отношения детей к здоровью в рамках реализации задач по образовательной области „Здоровье“» размещена в разделах
Замечено, что у дошкольников, находящихся в течение дня в помещении, снижается работоспособность, появляется раздражительность, плаксивость, нарушается сон. Забота о постоянном доступе свежего воздуха в помещение требует от воспитателя повышенного внимания: он следит, чтобы не было сквозняков, чтобы играющие дети не находились под открытыми фрамугами, чтобы не позднее чем за 10-15 минут до прихода детей сквозное проветривание было прекращено.
Реализация образовательной области «Здоровье» в ДОУ направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
В начале года была проведена диагностика по образовательной области «Здоровье»
Представления о здоровом образе жизни
(начало года)
Высокий уровень — 6 человек;
Средний уровень — 12 человек;
Низкий уровень — 7 человек.
Высокий уровень: владеют начальными представлениями о здоровом образе жизни (соблюдение режима, навыки гигиены, полезная и вредная пища, закаливающие процедуры и др., могут выполнять связанные с этим правила.
Средний уровень: есть некоторые представления о правилах поведения, ориентированного на здоровый образ жизни, частично соблюдают их.
Низкий уровень: представления о здоровом образе жизни неясные, не понимают смысла соблюдения правил здорового образа жизни, от соблюдения правил отказываются.
Исходя из диагностики, мной была поставлена цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование основ ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Исходя из данных диагностики, были поставлены следующие задачи :
1. сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
2. развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека;
3. познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».
4. формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
5. формировать умения у детей оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме;
6. воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употребления в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Этапы работы:
Подготовительный
На этом этапе я познакомилась с литературой по заданной мне теме «Программа Детство», авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, «программа Развитие» авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, и др., а также использовались интернет ресурсы.
Для обогащения предметно — развивающей среды были приобретены д/игры «Если малыш поранился» (сюжетные картинки) цель игры: умение рассказать как необходимо оказывать первую медицинскую помощь; дидактическая игра «Виды спорта» (сюжетные картинки) цель: познакомить детей с видами спорта; пополнить словарный запас ребенка новыми словами; созданием у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом и другие.
Работа с родителями:
С родителями проводились беседы на тему:
Развитие ребенка пятого года жизни.
Совместное освоение режимных моментов и проведение оздоровительных мероприятий дома.
Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».
Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».
Наглядная информация для родителей:
Ширма «Культурно — гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка».
Стенгазета «Спорт в нашей семье».
Папки — передвижки на тему: «Здоровье детей в детском саду», «Оптимизм и здоровье», «Пессимизм и здоровье».
Основной
В среднем дошкольном возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. После лета с детьми проводились беседы о том что при чихании, кашле отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком; правила поведения за столом во время еды: пищу брать понемногу, тщательно пережевывать, не разговаривать, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой; так же беседы о том что необходимо активно участвовать в жизни группы: дежурить по столовой, помогать готовиться к занятию, помогать поддерживать порядок в группе и на участке.
В начале года свою работу я начала с чтения художественной литературы: «Мойдодыр», «Почему надо чистить зубы», «Правила поведения для воспитанных детей». После прочтения проводились беседы, Ане, Арсению, Саше, Соне, Алине (дети среднего уровня) задавались вопросы по содержанию; а с детьми низкого уровня (Алеся, Даня, Кристина, Олег) сначала проводились наблюдения за детьми среднего уровня, на то как дети отвечают на вопросы воспитателя и уже потом старались тоже отвечать и давать полные ответы на поставленные вопросы. С беседы на тему «Личная гигиена». Цель: формировать у детей навыки личной гигиены. Объясняла детям, что здоровье — это ценность жизни, необходимо заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих (чихая, закрывать рот и т. п.); проводила игры на тему «Моё настроение», «Кто веселый, грустный, сердитый?», «Как развеселить друга». Цель: сформировать представления о настроении и чувствах человека, развивать умение определять настроение по мимике, жестам. С детьми низкого и среднего уровня проводила наблюдения за действиями детей высокого уровня в процессе сюжетно — ролевой игры «Таня заболела», «Таня простудилась». Где поощряла Алёну, Лизу, Федю, Надю, Глеба, которые выполняют действия игры правильно. Где ставилась определенная цель игры: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знания о том, что при чихании нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто то находится рядом, отворачиваться, а также воспитывать культуру гигиены. По окончании игр обращала внимание детей на их внешний вид отмечала, что они чистые, аккуратные, на них приятно смотреть. Очень важно чтобы дети выполняли гигиенические правила осмысленно, для этого использовались приёмы, которые сопровождались словом, объяснением.
Со детьми среднего уровня (Ксюша, Даша, Аня, Ира, Вова М.) проводилась беседа на тему «Режим дня», ситуативный разговор «Клёпа заигрался и забыл пообедать». Необходимо сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Объясняла что когда порядок нарушается и если не соблюдать режим дня, то страдает наше здоровье.
Со всеми детьми проводились беседы на тему «Вкусно — невкусно», «Где живут витамины», д/и «Съедобные и ядовитые растения», «Полезные продукты». Витамины влияют на организм человека, еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Индивидуально с детьми низкого уровня (Вова Хв., Алеся, Коля, Алеша) проводилась д/и «Если малыш поранился», «Мама заболела». При серьёзной травме или заболевании необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру 03.
Обсуждали с Ирой, Максимом, Кириллом, Андреем, Вовой М. зачем надо заниматься спортом, зарядкой, на спортивных тренажёрах, как правильно закаляться.
На занятиях по развитию речи с детьми рассматривались картины: «Зимние забавы», «Как правильно чистить зубы». Также с детьми проводились занятия по темам «Наше — здоровье как его сберечь?», «Соблюдай личную гигиену», «Где прячется здоровье?», «Путешествие в страну здоровья».
Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «Найди опасные предметы», «Чтобы зубы были здоровыми», с/р игра «Больница», с/р игра «У зубного врача», с/р игра «Моряки»
Заключительный
Представления о здоровом образе жизни
(середина года)
Высокий уровень — 9 человек;
Средний уровень — 13 человек;
Низкий уровень — 4 человека.
Итог работы: По результатам диагностики буду проводить работу по закреплению представления о здоровом образе жизни.
Задачи на будущее : Буду продолжать работу по развитию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.