ОЛЬГА ОЛАР
Опыт работы на тему «Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Актуальность опыта
2. Теоретическая база опыта
3. Ведущая идея опыта
4. Технология опыта
5. Результативность опыта
6. Библиографический список
7. Приложение
Актуальность опыта
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.
Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
Благодаря усилиям отечественных учёных (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка. В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации : раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализации личности ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. В связи, с чем возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности дошкольника и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи. Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы обеспечения полноценной социализации личности дошкольника в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Теоретическая база опыта.
В настоящее время обществу необходим активный человек с высоко-развитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими его людьми, конструктивно решающий возникающие социальные проблемы.
Как утверждают педагоги и психологи (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития, именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склон-ностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.
Современные исследователи И. С. Кон, А. В. Мудрик, С. А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:
• адаптации к социальному миру;
• интеграции и принятия социального мира как данности;
• дифференциации – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.
Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта, персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).
Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития – сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество А. В. Мудрик также говорит о двух сторонах социализации : «С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, систему социальных связей, а с другой, в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду». Исследователи дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова) и др. подчёркивают, что основные пути интериоризации в развитии ребёнка связываются с большинством психических функций в этом возрасте, а также эмоциональной и чувственной составляющими познания ребёнка в образовательном процессе. Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно, полагают ученые (А. В. Мудрик, М. И. Лисина) необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового. Конечным эффектом социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.