Татьяна Гусева
Опыт работы «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 34 «Фиалка» село Александровское
«Развитие вокально - певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Гусева Татьяна Анатольевна
музыкальный руководитель
Село Александровское, СК - 2020
Публикация «Опыт работы „Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Развитие музыкальных способностей детей, совершенствование их музыкальных умений и навыков, а также удовлетворение потребностей в самовыражении являются основными задачами ФГОС ДО.
Занятия музыкой являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Правильное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей. Воспитание слуха и голоса ребенка, упражнения на дикцию и артикуляцию оказывают положительное воздействие на формирование речи. Благодаря упражнениям на певческое и речевое дыхание ребёнок развивает легкие, увеличивая их объём, что благотворно влияет на развитие сердечно сосудистой системы, этим ребенок укрепляет своё здоровье. Работая в коллективе, скованный ребенок может брать пример со сверстников, он быстрее адаптируется.
Н. А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте : «Пение относиться к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно представления звуковысотных отношений».
В наше время развития технологий и гаджетов, дети с раннего возраста всё больше времени проводят за компьютером, в социальных сетях предоставленные навязанным сетью идеалам и самим себе. Чувство индивидуальности притупляется. Навык живого вербального общения перестаёт доминировать за ненадобностью. Эти проблемы вызывают речевую деградацию, замкнутость, молчаливость, эмоциональную неустойчивость детей. Все эти факторы делают необходимость поиска эффективных способов развития личности ребенка, позволяющих изменить эту ситуацию.
Через пение ребенок обогащает свой внутренний мир, развивает эмоциональный фон и свою индивидуальность, формирует речевое дыхание, артикуляцию, дикцию и развивает речь. В этом и есть актуальность моей работы.
Новизна моего опыта работы в том, что я использую метод «художественного дирижирования», как способ подсознательного и визуального воздействия на развитие таких певческих навыков как чувство метро-ритма, музыкальный слух, дикция, эмоциональное пение и интонирование, пение в ансамбле.
Опыт базируется на методической разработке педагога, музыканта и ученого Дмитрия Ерофеевича Огороднова. Его методика развития вокальных навыков объединяет дирижерские жесты педагога и эмоционально-двигательные жесты ребенка во время пения.
Цель: Развивать вокально-певческие навыки детей с использованием метода «художественного дирижирования».
Задачи:
1. Формировать правильную певческую позицию (установка, основы правильного певческого и речевого дыхания, навыки пения по дирижерскому жесту.
2. Развивать музыкальную память и слух, дикцию и артикуляцию речевого аппарата, развивать чистую интонацию, чувство ритма.
3. Воспитывать любовь к пению и музыке.
Для реализации поставленных задач я использую как общеизвестные методы в работе : наглядные, словесные, практические, так и метод художественного дирижирования о котором я бы хотела рассказать подробнее.
Дирижерский жест – это способность петь руками и мимикой. В нем заложен смысловой музыкальный образ наравне со штрихами, динамическим и ритмическим рисунком и техническими указаниями автора. На занятиях я заметила, что дети лучше поют песню, когда я выразительно дирижирую. А когда они повторяют мои движения рук, качество их пения улучшается. Поэтому, я стала использовать художественный дирижерский жест, как метод визуального представления музыки и ее компонентов.
Художественное дирижирование подразумевает совместную работу педагога как эталона, и детей, которые сопровождают своё пение эмоционально-двигательными жестами рук. Во время работы над дикцией мы с детьми проговариваем текст под совместное дирижирование. Все окончания снимаются и задается четкий метро-ритм моим дирижерским жестом. Сначала это делаем в медленном темпе, постепенно ускоряя, добавляем простейшую мелодию под слова. (Приложение №1) Движением руки в одной плоскости (на одном звуке, вверх (forte) или вниз (piano) показываю развитие силой голоса при исполнении скороговорки (crescendo-diminuendo). Таким образом дети не только на слух, но и визуально осознанно представляют взаимосвязь звуков. (длительность, сила, ритм). Когда им нужно снять звук, когда звук имеет одну высоту, как и когда изменяется сила звука.
При работе над певческим дыханием движением рук вместе показываем вдох (вверх) и выдох (вниз) для координации действий пения в ансамбле и подготовки детей к правильному распределению воздуха при исполнении песен. Ребёнок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой сначала без музыки, затем под музыку. (Приложение №2)
Я предлагаю детям представить, что каждый звук можно «понюхать», как цветок. Для этого сделать вдох (рука вверх) и втянуть воздух носом, а затем: медленно и долго подуть на свои ладошки (длинное дыхание в пении); коротко выдохнуть на каждый пальчик (короткое дыхание при пении на staccato); подуть, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца весь воздух (тренировка гортани и диафрагмы на удержание воздуха).
Во время распевания я показываю детям образец движения звуков руками: на одном звуке, вверх, вниз, плавно, с выделением. (Приложение 3) Для визуализации я использую звуковые карты, на которых графически изображено движение звука. Это помогает даже не музыкальным детям понять, как управлять своим голосом. Также я использую их во время игры «Угадай, как звучит?». (Приложение №4)
В пении при работе над песней движение руками детей усиливает эмоциональное восприятие характера песни. Когда в процессе запоминания работают не только уши, но и глаза, и руки ребенка, образ запоминается быстрее. Если песня напевная, все движения рук плавные и мягкие. Если песня весёлая, то и наш жест становится более «острым», размашистым. Это помогает «видеть» настроение песни. При работе над сложными интонационными местами в мелодии мы руками показываем движение ее звуков вверх, вниз или в одной плоскости. (см. Приложение №3)
Важным условием эффективной работы по формированию вокально-певческих навыков является тесное сотрудничество с родителями и воспитателями. С родителями я провожу индивидуальные консультации, беседы. На музыкальном стенде регулярно обновляется активный музыкальный репертуар. Осуществляю работу с педагогами : провожу консультации и беседы.
Таким образом, можно сделать выводы, что правильная певческая установка, и умение правильно дышать при исполнении песен является основой для дальнейшей работы над развитием вокальных навыков детей. Умение понимать и выполнять детьми элементарный дирижерский жест, позволяет эффективнее справиться с поставленными задачами.
Все вокально-певческие навыки, такие как музыкальная память и слух, дикция и артикуляция, чувство ритма и чистая интонация развиваются комплексно во всех видах музыкальной деятельности.
Качественное дирижирование и движения рук детей, как средство визуального осознанного восприятия музыки, положительные эмоции от совместной работы детей и педагога – все это оказывает благотворное влияние на развитие вокально – певческих навыков, психологическое и физическое здоровье детей.
Приложение 1.
Пример упражнения для развития дикции и артикуляции
Нам с детьми очень помогают любые скороговорки. Но говорить их просто так скучно, поэтому можно использовать следующие игровые приемы:
«Вез кА-рабль ка-ра-мель, на-скА-чил кА-рабль на мель
И мА-тро-сы три не-де-ли кА-ра-мель на ме-ли е-ли».
Вот пример известной скороговорки. Я записала ее по принципу певческого звучания фонем и деления слогов при пении. Так же не стоит не забывать, что звук е - при пении даёт нам фонему «Э», а и -Ы. Мы стараемся петь и говорить все гласные на «полуулыбке», что бы приблизить певческую позицию.
1. Говорим скороговорки мультяшным голосом (характер) :
Как медведь, лиса, зайчик, волк, робот и т. п. (Руками показываем пульсацию (ритм). Можно хлопками по коленкам или в ладоши).
2. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью:
• Если мы сидим высоко на дереве – голос высокий (рукой вверху в одной плоскости мы показываем, что звук на одном месте, не изменяется);
• Если стоим на земле или под землёй – голос низкий (рукой внизу, в одном месте мы показываем, что звук не изменяется по высоте)
• Если «катаемся на качелях», то постепенно «поднимаясь или снижаясь» изменяем высоту звука голоса плавно на «glissando» (Все изменения вместе показываем движением руками плавно вверх и вниз).
3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость (динамические оттенки в музыке “forte-piano, crescendo, diminuendo”).
• Если мы говорим тихо, то рукой внизу «мелким жестом» показываем, что звук тихий.
• Если мы говорим громко, то рукой вверху «крупным жестом» показываем что звук громкий. Не забываем о пульсации ритма в руке.
При движений руками я выступаю, как эталон, когда показываю детям то или иное упражнение и они стараются за мной его повторить. Пусть это не сразу получается правильно в их исполнении, но постепенно они делают это лучше и качественнее, а главное - осознанно.
Поэтому сразу стоит брать небольшие скороговорки или часть от них и постепенно увеличивать количество строк.
Приложение 2.
Упражнения на развитие певческого дыхания
Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка дыхания, выдох). Эти навыки прививаются постепенно в процессе игр и упражнений:
1. «Не погаси свечу».
Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил. (Вдох и медленный выдох мы показываем руками)
2. «Надуваем шарик!»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
3. «Душистый цветок!»
На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику (руки соединяем ладошками вверх, будто держим бутон цветка и подносим ко рту) и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.
Далее можно попросить детей подуть на каждый лепесток цветка (пальчик ладони) :
• Для этого мы делаем глубокий вдох (руки поднимаем снизу вверх и подносим ладони ко рту, а затем коротко выдыхаем на каждый пальчик (на звуки с, ш, ф). Это тренировка короткого дыхания при пении на staccato;
• Можно попросить детей подуть на цветок, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца весь воздух (на звуки с, ш, ф) Это тренировка гортани и диафрагмы на удержание воздуха.
4. «Петушок»
Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь. Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо, влево:
Петя, Петя, Петушок
Целый день учил стишок.
(Наклоны головы вперед-назад) :
А запомнил он строку
Лишь одну: (вдох) «Ку-ка-ре-ку!»
На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам, произнося на выдохе: «Ку-ка-ре-ку!»
5. «Комарик»
Дети машут кистями рук и произносят звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.
Развитие динамики я показываю дирижерским жестом снизу-вверх от тихого к громкому. Затем можно повторить тоже самое, делая движение руками вместе с детьми.
6.«Лягушки»
Я читаю стихотворение по строке или фразе при этом дирижирую. Дети повторяют за мной. На слово «ква» дети делают энергичный выдох. При этом детям нужно показать движением рук «вверх» на вдох (заранее) и «вниз» - выдох.
Мы лягушки-кваксы,
Ночь чернее ваксы….
Шелестит трава. (вдох)
КВА!
Красным помидором
Месяц встал над бором,
Гукает сова (вдох)
КВА!
Под ногами кочки,
У пруда цветочки.
В небе – синева (вдох)
КВА!
Месяц лезет выше,
Тише, тише, тише,
Чуть-чуть-чуть, едва: (вдох)
КВА!
7. «Музыка дышит»
Под звучание любого вальса мы делаем равномерные вдох и выдох. Я дублирую движением руки «вверх» и «вниз» и показываю детям вдох и выдох. На усиление звучания - вдох, на ослабление звука – выдох. Ладони лежат на животе – почувствовать как живот «идет вперед» на вдохе, а на выдохе возвращается. Другой вариант, когда Я и дети показываем движением руками «вверх» свой вдох и «вниз» - свой выдох.
8. «Капели»
Пропеваем под моё дирижирование гласные звуки на любую не сложную мелодию, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами staссato и legato. Вдох показывается совместным движением руки моей и детей вверх.
Кап, кап, кап –
Капают капели. (а-а-а пропеваем отрывисто).
То весна к нам пришла,
Птички прилетели,
Птички прилетели –
Песенки запели.
А-а-а-а-а (поём протяжно).
Приложение 3.
Упражнения на интонацию
Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука Можно использовать дидактические игры, картинки, игрушки, шагающие по лесенке и т. п., чтобы образно показать повышение и понижение мелодии.
1. Попевка «Скок- поскок»
Скок, скок, поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Нисходящую, поступенную мелодию я показываю движением вниз игрушкой птички или небольшой картинкой с её изображением. Этот способ подходит для малышей. В старшем возрасте мы с детьми стараемся использовать движение ребром ладони вверх, вниз, в одной плоскости. Это объясняется тем, что в этом возрасте дети уже должны пытаться петь по элементарному дирижерскому жесту.
2. Попевка «Зимние забавы»
Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх)
И на саночках скачусь (поступенное движение вниз)
(Для наглядности можно использовать зимнюю картинку с катанием с горы)
3. Сказка «Лесенка» (Автор В. Шейн)
В одной деревне жили - были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку: «Гав-гав!»(дети поют на ре1,показываем рукой в одной плоскости этот звук)На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал. Вот так: «Ква-ква!» (дети поют ми1, рукой подымаются чуть выше). На третью забирался Утенок и важно крякал: «Кря-кря!»
(дети поют фа#, поднимая руку еще выше). Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал, -вот так: «Мяу-мяу!» (дети поют соль1, поднимают ладошку еще выше) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел: «Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря. и т. д., движением руки поступенно вверх мы визуально закрепляем восходящий тетрахорд. То же самое можно сделать сверху-вниз.)
Приложение 4.
Музыкальная игра «Угадай, как звучит?»
Цель: Учить различать и определять свойства звуков на слух. Развивать устойчивое звуковое внимание, память, воспитывать желание играть вместе.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано) или заранее подготовленный музыкальный материал на диске, звуковые карточки-подсказки.
Примерная вариативность задания:
1) определение динамики звука (громкий f –тихий p)
2) определение звуковысотности звука (низкий - высокий)
3) определение длительности звука (длинный - короткий)
4) определение звукоотношения звуков (на одном звуке, несколько)
5) определение характера звука (legato)
6) определение характера звука (staccato)
7) определение характера звука (glissando)
8) определение динамических оттенков звука (crescendo-diminuendo)
Предварительная работа : Познакомить детей со свойствами звука.
Игровые правила: Сопоставить и показать и/или определить свойство звука.
Ход игры:
Музыкальный руководитель исполняет задание на инструменте, нарпимер: громко играет один протяженный звук, а затем играет тот же звук, но тихо. ( при этом для облегчения задачи он может первое время изображать движение звука рукой: прямой плавный жест, прямой прерывающийся жест, жест с акцентом, плавный жест и т. п.) (пример №1 задания) Просит детей угадать и показать руками или на звуковой карточке какое свойство звука они услышали. Дети должны показать на карточке схему «А» и ответить, что звук звучит долго и сначала громко, потом тихо. Повторить движение звука рукой. (плавно «вниз» или изобразить такое движение звука рукой вместе с педагогом) Если педагог играет один и тот же звук несколько раз, дети должны показать на карточке схему «В» и сказать, что звук звучит прерывисто, изобразить движение звука рукой.
Для усложнения задачи можно не использовать графическое изображение, а работать только по памяти и слуху. Исполнить несколько заданий подрят.