Мария Тишунова
Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, я успешно использую в своей работе для того, чтобы:
Темочки:
1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания) .
2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3. Развивать пространственные представления.
4. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики.
На основе логических блоков мною разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, я организовала работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий) .
У меня сейчас подготовительная к школе группа. С этими детьми я работаю второй год. В группе имеются дети с ОВЗ. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Тогда я решила в своей работе использовать блоки Дьенеша. Ведь блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников.
Для развития логического мышления я формулирую задания с частицей «Не». Например, говорю не «Помести в круг синие квадраты», а «Помести в круг не желтые и не красные квадраты».
В старшей группе я применяла такие игры, как:
«Строим дорожку по схеме»
Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей.
Нарисуйте на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, малыш должен выложить фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.
На такой схеме желательно ограничиться только одним свойством (цвет или форма, например).
Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной.
Такие схемы можно использовать не только для построения дорожек, но и различных фигур (кругов, например). После построения предложить ребёнку зарисовать получившуюся фигуру.
«Расселяем жильцов» в домике.
Для каждой комнаты задаем условие. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.
Ну а в подготовительной группе я планирую применять игры уже посложнее, такие как:
«Пересекающиеся множества»
Выложите на полу с помощью веревочек два пересекающихся круга и объясните, что в один круг нужно положить все круглые фигуры, а в другой – красные. После этого, обратите внимание малыша на то, что есть такая область, которая попадает одновременно в оба круга, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям – быть и красными и круглыми.
«Блоки путешествуют»
По-моему, это один из самых увлекательных вариантов занятий с блоками, он будет интересен детям. Здесь блоки – это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. Но знаки у них, разумеется, не простые, а специальные, для блоков.
К игре необходимо подготовиться и нарисовать поле с разветвляющимися тропинками, при этом на каждой развилке должно быть указание, каким «путешественникам» можно по этой дорожке ходить, а каким нужно свернуть на соседнюю тропинку.
Например, на первой развилке дорожка разделяется на две части, и все маленькие фигуры идут налево, а большие направо. Далее каждая из этих дорожек снова разветвляется, и теперь уже, чтобы узнать, по какой дорожке идти, нужно обратить внимание на цвет блока и т. д. Чтобы усложнить игру, можно добавить знаки с отрицанием свойств.
Занятие станет интереснее, если в конце каждая дорожка приведет к какой-то цели – кафе, магазин, лес, детская площадка и т. д.
На данном этапе работы мною была дана консультация для родителей на тему «Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал»; провела открытый показ НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша. В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении, провести родительское собрание с показом игр для детей с занимательными логическими блоками (обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребёнка); выступить на педагогическом совете перед коллегами по проблеме «Развития логического мышления у детей дошкольного возраста».
Актуальность данной темы обусловлена недостаточностью развития
логического мышления у детей и интересом педагогов группы к новым
формам развития логического мышления у детей.
Опыт работы может быть рекомендован как начинающим, так и опытным педагогам. Он может быть применён в конструировании - в процессе моделирования, в подвижных играх, в рисовании и аппликации- моделируем узор, орнамент, в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной игровой деятельности.
Анализируя уже проделанную работу можно сделать выводы о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идёт усвоение знаний о геометрических фигурах; ребята научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине; заметно развиваются мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию; дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.