Юлия Мальцева
Опыт работы на методическом семинаре в конкурсе «Педагог года 2015»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги, гости!
Презентацию опыта работы «Формирование экологической культуры дошкольника посредством информационно-коммуникативных технологий»
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, воздуху, жизни… А, еще тому, что природа создала его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Публикация «Опыт работы на методическом семинаре в конкурсе „Педагог года 2015“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Мальчик ведь даже не знал, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что природа не создала его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
(Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)
Услышав однажды эту притчу и наблюдая за детьми моей группы
я задумалась: как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом? Ведь важно именно в дошкольном возрасте напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность и доброжелательность, бережное и созидательное отношение к природе
Мое педагогическое призвание и состоит в том, чтобы помочь малышу проникнуть в суть доступных ему явлений. Поэтому своим приоритетным направлением я выбрала экологическое воспитание.
Наблюдая за детьми, я замечала снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умели задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них, не берегли растения, рвали листья, ломали ветки - не задумываясь, какой вред они наносят окружающей среде. Проведя анкетирование среди родителей, я пришла к выводу, что и многие родители не придают особого значения беседам о природе, элементарным правилам поведения в природе и вообще мало времени уделяют данному вопросу.
Поэтому целью моей работы является : формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии.
Определив цель, я определила следующие задачи работы :
1. Формирование умений наблюдений за природными объектами и явлениями.
2. Учить детей радоваться, воспринимать красоту природы.
3. Организация природоохранной деятельности детей.
4. Воспитание у дошкольников потребности к здоровому образу жизни.
5. Повышение экологической культуры родителей.
Наметив и обозначив для себя главные цели и задачи, я решила реализовать свою работу в следующем порядке работа с детьми; работа с родителями; работа с социальным окружением, распространение опыта работы среди педагогов учреждения.
В нашем детском саду налажена связь с организациями города экологической направленности – городским Краеведческим музеем, МОУ ДОД ЦДОД «Радуга», реализующим экологическое воспитание, «Министерством охраны природных ресурсов Ростовской области»;
В нашем учреждении созданы все условия для реализации данного направления, подготовлена среда и материально-техническая база отвечает всем требованиям.
В своей работе по экологическому воспитанию я использую различные технологии (информационно коммуникативные технологии, технологию ТРИЗ).
Эффективно использую разнообразные формы и методы работы с детьми :
- Интегрированные занятия;
- Экскурсии;
- Уроки доброты;
- Экологические игры (мультмедийные, ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия)
- Кружок «Юный эколог»;
- Трудовой десант.
- Зелёный патруль.
- Клуб исследователей природы.
- Лаборатория юного эколога.
- Праздники и фестивали.
- Природоохраные акции.
- Экологически ориентированные виды деятельности
Я активно использую ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Мною разработаны экологические исследовательские проекты: «Мистер Чистель», «Бумажная фея», «Птичья столовая», «Вокруг света», «Экологическая гостиная», и т. д., некоторые из проектов находятся еще в разработке. Проекты обеспечивают участие детей и родителей, это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края, внести свой вклад.
Особенно эффективно, на мой взгляд, работает технология ТРИЗ, другими словами — Теория Решения Изобретательных Задач. Когда я ознакомилась с данной и технологией и применила ее в работе, я поняла, что она отлично работает во всех образовательных областях. Дети настолько легко ее воспринимают, что видя их интерес и потенциал - у меня каждый день рождается новый проект.
Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Мной был разработан план мероприятий с родителями, для того чтобы заинтересовать родителей и заполучить в их лице сотрудников и помощников, ведь в любом воспитании – семья играет главенствующую роль, было проведено анкетирование, с целью выявления знаний экологической культуры и выявлению трудностей. Для родителей были созданы условия, целью которых было повысить их экологическую компетентность:
- Консультации
-Круглые столы
- Конкурсы и акции
- Клуб выходного дня (прогулки в природу, экскурсии, походы и др.)
- Праздник, посвященный Международному дню Земли
- Разработка экологической тропы
- Субботники на участках ДОУ
- Ландшафтные дизайн – проекты на участках ДОУ по мотивам сказок.
Были оформлены информационные стенды, папки передвижки, проведено родительское собрание на тему «Экологическое воспитание в семье, как залог успешного развития дошкольника», в ДОУ была проведена неделя экологии, организованы выставка детских поделок и рисунков на тему «Живая природа», совместный труд ребенка и родителя, был проведен круглый стол для родителей «Защита окружающей среды». Совместно с родителями были организованы экскурсии, разработана экологическая тропа ДОУ и выпущена газета.
Перед Новым годом нашим учреждением была организована
- Акция «Елочка зеленая иголочка», с распространением листовок на улицах города, с участием воспитанников, родителей и педагогов детского сада
-Мы посетили выставку, музей.
- Поучаствовали во всероссийском конкурсе «Сохраним живую ель», двое моих воспитанников заняли первое место в номинации «Зимняя композиция», рисунок «Не рубите елочку - она тоже хочет жить».
В работе с педагогами
- Педагогическая мастерская
- «Аукцион педагогических идей» :
- Участие в разработке экологических проектов
- Семинары-практикумы, дискуссии
-Акции
-Школа молодого воспитателя
-Круглые столы и мастер-классы
Работая по приоритетному направлению, я сравнила результаты детей по экологическому воспитанию я пришла к выводу, что уровень экологических знаний детей и их родителей повысился вдвое, считаю это отличным результатом и высокой оценкой за данный труд.
Вы помните, чем закончилась притча?
Да, цветок, умирая, думал о мальчике, заботился о нем.
Благодаря проделанной работе я смогла изменить притчу – как?
Дети стали заботится о цветке, о природе, любить и ценить ее во всем ее многообразии.
В своей профессии я делаю первые, но уже уверенные и сознательные шаги
человека, который знает в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане.