Елена Шаклеина
Моделирование как основа творческой деятельности на уроках швейного дела
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование, как основа творческой деятельности на уроках швейного дела
Мною выбрана тема «Моделирование, как основа творческой деятельности на уроках швейного дела». Я считаю, что моделирование – это интересный, увлекательный процесс, который позволяет учащимся раскрыться в творческом плане.
Публикация «Моделирование как основа творческой деятельности на уроках швейного дела» размещена в разделах
На своих уроках я стараюсь научить учащихся выполнять различные модели на основе одного чертежа путем технического моделирования. Стремлюсь сформировать взаимосвязь технического и художественного моделирования. То есть хочу, чтобы девочки умели не только представить в пространстве новую модель и создать ее, выполняя некоторые приемы моделирования, но и сопоставить вид одежды, назначение, выбранную ткань, фасонные особенности, отделку, а также, комфорт и удобство в носке. Это помогает развитию эстетического вкуса, творческой инициативы, изобретательности, расширяет понятие о культуре одежды.
Начинаю излагать теоретический материал с объяснения цели «моделирования». (СЛАЙД термин)
Моделирование – это создание новой модели на основе чертежа. Термин «Моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец. На заранее начерченной основе фартука на доске наношу конструктивные линии, чтобы получить ту или иную модель. Дети творчески поработали на бумаге, рисуя различные нестандартные варианты фартуков, вносят элементы моделирования. Предложила девочкам вариант фартук-матрёшка. Очень им понравилась идея, сшили все. (СЛАЙД матрёшки)
Уменьшив размер фартука – матрёшки получился детский фартучек.
(СЛАЙД фартук - матрёшка).
Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях мы выполняем заказы школы. Сшили фартуки для школьной столовой.
(СЛАЙД фото фартуков)
Следующим этапом учащиеся рассматривают изготовление изделий на основе ночной сорочки. Продолжают расширять свои знания новыми сведениями о моделировании, учатся проектировать будущую модель. Ассортимент изделия разнообразен – это может быть и сама ночная сорочка (чаще всего девочки выбирают именно это изделие, а также халат, блуза, сарафан и т. д. Рассматриваем следующие варианты моделирования, расширение по линии низа, различные формы кокетки, декоративные разрезы по бокам, фурнитура. (СЛАЙД ночная сорочка детская)
Практика показывает, что многие ученицы не считают ночную сорочку привлекательным для себя объектом труда. Тем не менее, если показать им красивые модели, желание сделать удобную, нарядную и необходимую вещь стимулирует их активность. Одной девочке предложила изготовление пижамы.
(СЛАЙД пижама)
В качестве базовой конструктивной основы пижамной блузы используется чертеж ночной сорочки. Для построения чертежа поясного изделия (брюк или шорт) используется упрощенный вариант. Необходимо всего две мерки: Сб – полуобхват бедер, Ди – длина изделия. Обе мерки изучены ранее. Для лучшего восприятия информации применяю на своих уроках раздаточный материал, инструкционно-технологические карты, демонстрационный материал и образцы деталей изделий с различными видами отделки (строчки, вышивка, аппликации, тесьма, оборка и т. д.). Отделка вносит в изделие ту нотку индивидуальности каждого ребенка, которая делает эти изделия непохожими друг на друга.
В прошлый год девочки шили поясное изделие, летнюю юбку на резинке.
(СЛАЙД летняя юбка)
Две девочки, рассмотрев и найдя подходящую ткань, решили смоделировать низ изделия. (СЛАЙД юбки)
Раскроив юбки, отрезали полосу низа изделия, в виде клина и обменялись. Изделие оформили цветком в тон низа изделия. Получилось очень оригинально.
Далее рассматривается конструирование и моделирование женского лёгкого платья. Девочки расширяют свои знания новыми сведениями. Учащимися уже получены начальные сведения о моделировании.
Изучение нового материала провожу одновременно с выполнением практической работы по моделированию. Рассказывая о способах изменения выкройки, показываю иллюстрированный материал моделей (с в тачным рукавом, с цельнокроеным, без рукава, отрезным по линии талии).
Девочки шили небольшие образцы платьев, одна ученица сшила блузу с в тачным рукавом и смоделировала спинку и низ изделия.
(СЛАЙД блузы)
Другая решила сшить халатик для своей младшей сестры. Она самостоятельно дома сняла мерки, купила ткань и нитки. Смоделировали выкройку на основе платья с цельнокроеным рукавом, получилось детское кимано. (СЛАЙД халатика)
Акцентирую внимание девочек на качестве выполняемой работы, трудолюбии, аккуратности, внимательности, умении осуществлять само- и взаимоконтроль.
Чтобы уроки проходили более интересно, стараюсь разнообразить способы их проведения, вносить больше информации в каждый урок. Интерес к работе стараюсь прививать, начиная с первых занятий: приучаю девочек работать с журналами мод, выбирать модели, отражающие современное направление моды, самостоятельно выбирать отделочные материалы для швейных изделий, разрабатывать модели в виде эскизов, рисунков, снимать выкройки моделей и доказывать целесообразность их отделки.
На уроках швейного дела в школах VIII вида учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Следует отметить, что профиль обучения не обязательно совпадает с будущей профессией, но главное в этом обучении овладение несколькими видами труда, необходимыми в самостоятельной жизни.
(СЛАЙД)