Людмила Акуличева
Опыт работы «Коррекция психофизического развития детей средствами песочной терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция психофизического развития детей средствами песочной терапии
Игры с песком – одна из форм естественной и увлекательной для ребенка деятельности. Они просты в организации, не требуют много специального оборудования и вполне доступны в условиях даже ограниченного свободного пространства в помещении детского сада и дома. Как правило, эти игры вызывают у детей живой интерес, побуждают их к активности, общению, дают яркие эмоциональные впечатления. Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечают: «Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это-мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно». Кроме этого, по определению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию», в чем проявляется его психотерапевтический эффект. Песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, а это – залог их развития и саморазвития.
Публикация «Опыт работы „Коррекция психофизического развития детей средствами песочной терапии“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Принцип «песочной терапии» выдвигали известные психотерапевты, врачи, педагоги прошлого: Карл Густав Юнг, Маргарет Ловенфельд, Дора Калфф. «Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе – воплощение Жизни во Вселенной». Однако, как отмечают Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, «в обучающих целях возможности песка до недавнего времени практически не использовались».
Особая ценность игр с песком заключается в формировании двигательных умений у детей с двигательными нарушениями. Сам песок может быть использован для массажа и самомассажа рук, а предметы, используемые для «песочных игр», - для становления у детей произвольных движений и навыков. Это поможет ему в дальнейшей жизни, в частности, при обучении в школе, подготовит руку к письму. М. М. Кольцова подчеркивает, что «тренировка пальцев рук на 2,5 месяца ускоряет процесс функционального созревания мозга. Можно смотреть, не слушая, или слушать не глядя, но нельзя ни смотреть, ни слушать, ни осязать без движения».
Свой первый коммуникативный опыт ребенок получает опять-таки в процессе игры с песком. Общаясь со взрослым и детьми, ребенок приобретает свой первый социальный опыт, учится гармонично и эффективно общаться с другими детьми, взаимодействовать. Дети «получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать ему».
Песок является также стимулом для развития у детей познавательных способностей: играя с ним, ребенок может сам, с разумной помощью взрослого, делать самостоятельные открытия и выводы. Посредством игр с песком ребенок познает окружающий мир, свойства предметов и материалов. Это особо важно для ребенка с нарушениями в развитии, т. к. в силу особенностей психофизического развития запас сведений об окружающем у него ограничен.
Неоценимо значение действий с песком и необходимыми для этого материалами для развития творчества, фантазии, игровых умений, возможностей детей. Воображая, ребенок представляет разнообразные приключения, создает «художественные» картины в песочнице, представляет себя в разных ролях. Играя, дети моделируют в песочнице различные ситуации, проигрывают и «проживают» их. А далее «наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт!». Конечно, все это в большей степени относится к детям с нормой развития, но наш опыт работы по данному направлению показывает, что способности ребенка с ограниченными возможностями при целенаправленной систематической работе значительно расширяются.
Таким образом, из всего вышесказанного можно делать вывод о том, что игры с песком увлекают, развивают, обладают психотерапевтическим эффектом и являются средством коррекции психофизического развития детей.
Разработанная авторами технология игр и упражнений с песком универсальна: она может быть использована для детей от 3 до 7 лет групп компенсирующей, общеразвивающей, комбинированной направленности.