Наталья Матюхова
Консультация «Использование сказок для развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Джанни Родарри
Очень важно каждую сказку донести до детей, как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. А для этого необходимо, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы.
Актуальность проблемы.
Публикация «Консультация „Использование сказок для развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Дошкольный возраст – это возраст сказки. Ребенок проявляет интерес ко всему сказочному, необычному, чудесному. Восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно, они могут влиять на развитие связной речи и поэтому целью данной работы является изучение особенностей связной речи дошкольников и роли сказок в развитии данного вида речи.
Цель исследования: развитие речи детей через использование сказок на занятиях в ДОУ.
Для достижения цели определены задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- Показать возможность использования сказок на занятиях по развитию речи;
- Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования сказок.
Сказка как жанр художественной литературы. Крупнейший исследователь и собиратель сказки А. И. Никифоров много работал над методикой собирания сказок. По его мнению: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». А. И. Никифоров определил 3 признака, отличающие сказку от других жанров литературы. Но есть еще один признак, недостаточно раскрытый А. И. Никифоровым, состоящий в том, что в действительность рассказанного не верят.
Развитие связной речи на занятиях, с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. В своей работе я опирались на труды таких авторов как: Запорожец А. В., Пропп В. Я., Фесюкова Л. Б. и др.
Формы проведения:
Традиционная форма проведения занятий - чтение или рассказывание, пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
Нетрадиционная форма проведения занятий – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один:
- отгадывание загадок, придумывание - разносторонне развивает и обогащает речь, формирует у детей способность к анализу, обобщению, способствует развитию образного мышления;
- дидактические игры: «Что умеют делать звери?», «Дополни предложение», «Задай вопрос герою сказки», «Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить», «От каждого по словечку», «Скажи наоборот», «Чья песенка?» и т. д. ;
- развивающие игры : «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Назови ласково» и др.
- моделирование (рассказывание сказки по схеме);
- придумывание нового окончания сказки (с изменением сюжета или путем добавления нового героя);
- рисование сказочной истории или героя, изготовление поделок к сказке.
Принципы подбора сказок
- Сказки должны выражать нравственные ценности, быть увлекательными, достаточно информативными.
- Сказки не должны быть слишком длинными, чтобы дети на одном занятии могли услышать всю сказку от начала до конца.
Для детей, чтение (рассказывание) сказки, необходимо в простой и доступной форме, обязательно подкрепляемое наглядностью.
За время проведения формирующего исследования в данной возрастной группе были поставлены: пьеса-сказка для детей старшего дошкольного возраста «Колобок - Ледяной бок», музыкальный спектакль по произведениям Г. Струве для старшей и подготовительной к школе группе, в основе которого лежали сказки и музыкальный спектакль по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка», авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане».
Система работы по развитию речи с использованием сказки велась в трех направлениях:
-Знакомство со сказкой;
-Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи;
-Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения.
Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем сказку; рассказываем сказку; сочиняем сказку; играем в сказку.
Использование сказки на занятиях способствует активизации разных сторон речи детей : словаря; грамматического строя диалогической и монологической речи; совершенствованию звуковой стороны речи.
Специфика и разнообразие приемов обучения по сказке детей дошкольного возраста : совместный пересказ (рассказ); вопросы; пересказы по частям и по ролям; игра – драматизация; придумывание сказки на предложенный сюжет; беседа по содержанию; моделирование сказок или работа с рисуночной схемой; чтение вслух, рассказывание и просмотр сказок; музыкальное сопровождение образов и героев сказки.
Анализ результатов. Проведя формирующее исследование, целенаправленно и систематически развивая связную речь, при помощи системы мероприятий на основе использования сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом и связной речи детей в частности.
Мы рекомендуем подходить к работе со сказкой не традиционно. Т. к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязанно, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Конкретное содержание каждой сказки поможет им найти свои пути решения вопросов воспитания детей.