Мадина Ахмедова
Опыт работы «Использование мемотехники в развитии речи дошкольников»
«Использование мнемотехники в развитие речи дошкольников»
Речевое развитие, остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. В ФГОС речь рассматривается как одна из основ обучения и воспитания. Ведь именно с развитием речи в целом связанно формирование личности, а также основ психических процессов. В наши дни речь детей не богата, чаще всего они общаются при помощи гаджетов и поэтому образно, богатая синонимами описаниями речь отсутствует. У детей не богат словарный запас, односложная речь, не умеют построить распространенное предложение. В речи присутствует трудности в построении монолога, а также отсутствует навык культурной речи. Столкнувший с этими проблемами, я решила использовать в своей работе нетрадиционные формы работы по формированию речи. Пересмотрев литературу, стала использовать оригинальную на мой взгляд, творческую методику- «мнемотехнику». Что же такое «мнемотехника»? В переводе с греческого языка «Искусство запоминания». В настоящее время мнемотехника становиться актуальна. В моей работе использование мнемотехники помогает развивать мышление детей дошкольного возраста, обеспечивает успешное запоминание, воспроизведение и сохранение информации. Так как основной «секрет» мнемoтехники очень прост, приемы мнемотехники не совершенствует память, они только облегчают запоминание, как - бы увеличивая объем памяти. Ребенок фиксирует картинки, зрительно запоминает образы и в дальнейшем может их пересказать.
Публикация «Опыт работы „Использование мемотехники в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Свою работу с методами мнемотехники строила от простого к сложному. Начинала с мнемоквадратов, детям очень нравились разноцветные картинки, затем усложняла и переходила к мнемодорожкам. Уже в старшем дошкольном возрасте стала использовать мнемотаблицы.
Мнемотаблицы- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, персонажей из сказки. Чтобы детям былo понятно нужно изобразить схему так, чтобы oна включала основные детали сюжета (сказки или рассказы).
Мнемотаблицу можно использовать :
1. В составлении рассказов
2. В пересказе
3. В заучивание стихотворение
4. В формировании связной речи
Схемы служат своеобразным зрительным планом, который помогает детям выстроить последовательность, наполняемость рассказа. Мнемотаблицы можно использовать как дидактический материал, для современного подхода к обучению детей.
Работать с мнемотаблицами начала со средней группы, в младшей только использовала простые схемы для культурно-гигиенических навыков. Затем сталa использовать в работе при ознакомлении детей с явлениями природы, а также при запоминании времен года.
Мнемотаблицы в раннем периоде развития детей должны быть яркими, чтоб привлекать внимание своей красочностью, так как у детей в младшем возрасте развито зрительное запоминание, позже для детей старшего возраста картинки создавала в одном цвете и усложняла, чтобы не отвлекать внимание на яркость. Стaла использовать символические изображения. Обратила внимание на то, что при заучивание стихотворении мнемотаблицы наиболее эффективны. Суть заключается в том: на каждое словосочетание придумывается схематическое изображение, ребенок по памяти может воспроизвести стихотворение целиком. В старшей группе педагог может сам зарисовать или же ребенок, может схематично изобразить символы.
Мнемотаблицы можно использовать не только в свободное время, но и в НОД:
1. Рассматриваем таблицу и разбираем что изображено на ней
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3. После перекодирования пересказ сказки или рассказы. В младших группах с помощью воспитателя, а в старших группах, дети умеют самостоятельно.
Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности. Мнемотехника помогает развивать :
1. Связную речь
2. Зрительную память
3. Слуховое внимание
4. Воображение
5. Мелкую моторику
Результат использование мнемотехники у детей:
- у воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи
- расширяются познания об окружающем мире
- появился интерес к заучиванию стихов, загадок, скороговорок
- появилось желание пересказывать тексты и придумывать истории, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст
- увеличивается словарный запас
- дети свободно держатся перед аудиторией, преодолевают робость.
Проанализировав свою рабoту, для себя наметила перспективу:
- продолжить изучение новых технологий.
Список литературы:
А. М. Бородич «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
Л. В. Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»
Т. В. Большова «Учимся по сказке»