Ирина Ларкина
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека: хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и другими сферами жизни, везде где могут подстерегать опасности.
Публикация «Опыт работы „Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на природе, в лесу
- Опыт работы, практика
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные знания опыта по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательной областью является социально-коммуникативное развитие, куда и включена образовательная деятельность «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». Извлечение из ФГОС ДО: «Социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Необходимо выделить такие правила, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома.
Именно поэтому изучение образовательной деятельности «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» актуально в современном дошкольном образовании.
Моими задачами образовательной деятельности «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» считаю следующие:
1. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
2. Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил.
В связи с этим мною была определена цель работы :
Цель:
Разработать план совместной работы воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста, а также с родителями по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Перед собой поставила следующие задачи:
Задачи:
Изучить теоретические и методологические основы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Разработать перспективный план и конспекты занятий в рамках комплексно – тематического планирования в детском саду.
Продолжать совершенствовать предметно-развивающею среду по формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, в группе.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Исходя из выше сказанного, разработала перспективный план, в который включила:
Непрерывную образовательную деятельность
«Путаница»
«Кошкин дом»
«Дорожные знаки», и т. д.
Просмотр видеоматериалов
правильное обращение с воспламеняющимися предметами быта
как правильно общаться с животными
как следует правильно разговаривать с незнакомцами
как следует гулять в лесу, на природе
Беседы
«Азбука пешехода»
Дорожные знаки
Светофор
Полезные продукты
Прогулка в лес
Электроприборы
Игровые проблемные ситуации
огонь – друг или враг
дорожные знаки
где живут витамины и. т. д.
Игровое моделирование
«Безопасная дорога»,
«Мой – друг Светофор», и. т. д.
игры-беседы,
Безопасность в доме
Осторожно микробы
Безопасное поведение в природе
Дорожные знаки и др.
Игры-инсценировки
Поехали!
Юные пожарные
Правила дорожного движения и др.
Прогулки, экскурсии
прогулка на пищеблок,
прогулка в мед. кабинет
по территории детского сада,
за территорию детского сада.
Дидактические игры
"Источники опасности",
"Знаешь ли ты?",
"О чём говорит светофор",
"Четвёртый лишний ",
"На прогулке",
"Телефон", итд.
Итоговое мероприятие в рамках комплексно – тематического планирования
«Мы с дорогой не играем, мы с дорогой изучаем»
«Съедобное и несъедобное»
Создание соответствующей предметно- пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников.
В группе создаются условия, макет «Дороги моего города», развивающие плакаты –
«В гостях у Федоры», «Кому что нужно для работы», дидактические игры — «Часы безопасности», «Съедобно-несъедобно», «Лото», «Я знаю, что можно, что нельзя», «Помощники на дороге», «Виды транспорта», «Найди и назови», полочка умных книг, иллюстрированные альбомы из серии «Пожарная безопасность», «Мы спортивные- здоровые», атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игрушки.
Свою работу строю не только с детьми, но и с родителями.
Вовлекаю их в единое образовательное пространство, используя различные формы.
Проведено родительское собрание «Безопасное поведение детей дома, в новогодние каникулы», были предложены различные консультации, по темам недели, например: «Безопасная перевозка ребенка в автомобиле», «Опасные предметы дома», к их вниманию был предложен видео ролик на тему «Пристегни самое ценное».
Таким образом, в результате проведенной работы : считаю цель работы достигнутой и задачи решенными. Благодаря созданию таких условий дети вместе с родителями постепенно осваивают формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами быта, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.