Светлана Шевченко
Формирование функциональной читательской грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы «Формирование функциональной читательской грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем.
Слайд: 2 Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это знакомство с книжной детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров и умение размышлять над прочитанным текстом.
Публикация «Формирование функциональной читательской грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
У дошкольников наблюдаются предпосылки читательской грамотности, когда ребенок сам еще не умеет читать.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, а затем усваивает буквы, начинает читать сам.
Наблюдая за детьми в центрах активности, обратила внимание, что меньше всего посещают литературный центр, центр грамотности и письма. Книги не привлекали детей. В Беседах с родителями и детьми выяснила, что во многих семьях, детям не читают. Книга перестала быть спутником детства.
У меня возник вопрос. Как повысить интерес детей к книге, к чтению?
На первом этапе, для формирования интереса к книге у детей, стала организовывать тематические выставки и литературные чтения по произведениям детских писателей.
Слайд: 3 В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Владимира Григорьевича Сутеева. Совместно родителями собрали книги, написанные этим замечательным детским писателем. Дети узнали, что Владимир Григорьевич не только писал для детей, но и сам рисовал иллюстрации к своим книгам. С большим интересом дети слушали сказки, а больше всего понравилась сказка «Под грибом», которую мы обыграли на нашей экологической тропе. К сказкам Сутеева дети сделали книгу со своими иллюстрациями.
Слайд 4: Инсценировка сказки «Под грибом»
Слайд 5: Прочитав детям несколько стихотворений Андрея Алексеевича Усачёва вызвало, у детей смех. Дети с удовольствием вызвались выучить и нарисовать иллюстрации к своим стихотворениям. В итоге у нас вышла следующая книга.
Слайд 6: 105-летия со дня рождения Бориса Заходера. Приняли участие в региональном читательском конкурсе «Веселые стихи для весёлых детей». Конкурс творческих работ фантики для конфет «Стихотворное ассорти» результат нашего участия Диплом Лауреаты 3 степени.
Слайд 7: Также познакомились с творчеством Владимира Маяковского.
Слайд 8: В этом году исполнилось 195 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Нас пригласили в нашу поселковую библиотеку. Елена Игоревна рассказывала интересные истории, читала сказки и короткие рассказы, написанные Толстым для детей. Я обратила внимание, с каким интересом дети слушают. Появился интерес продолжать читать.
Слайд 12-14: Наблюдая за детьми в библиотеки заметила, что детей заинтересовали стеллажи с красочными книгами. Под большим впечатлением дети возвращались в детский сад с книгами, впервые взятыми в библиотеке.
Пришла идея в детском саду создать свою детскую библиотеку.
И работа закипела.
Поселковая библиотека подарила нам книги, у них же приобрели стеллажи.
Слайд 15-18: А чтобы понять, как устроена библиотека, мы отправились с детьми за советами как лучше её обустроить на экскурсию в школьную библиотеку. Елена Ивановна рассказа как должны стоять книги на полки, что такое формуляр, правило поведения в библиотеки и правило обращения с книгой. Затем дети самостоятельно рассмотрели понравившиеся книги. На память нам подарили две книжки и журналы «Мурзилка».
Слайд 19: Создавая собственную библиотеку, мы распределили книги по тематике и писателям.
Слайд 20-21: Перебирая книги, обратили внимание, что некоторые из них нуждаются в ремонте. Так появилась «Книжкина Больница».
Слайд 22: Используя детскую типографию, дети пропечатали свои имена на карточках - формулярах.
Выбрали библиотекаря и помощника.
Появился у нас хозяин библиотеки собачка «Дружок», а хозяином стеллажа «Азбука» стал всем известный Буратино.
Слайд 23-24: Результат работы:
Проявляют интерес к книгопечатанию.
Дети чаще стали посещать центр и литературы, грамоты и письма.
Брать книги и просить почитать.
Пользоваться пособиями, которые дают возможность усваивать буквы и желание научиться читать самим.
Слайд 25-26: Ребенок сам по своей инициативе создал свою книгу «Рыбы Японского моря» используя детскую типографию.
Это говорит о том, что дети переходят на второй активный этап.
Слайд 27: А читать теперь мы ходим в библиотеку.
План дальнейшей работы:
Продолжать литературные чтения с привлечением родителей.
Знакомство с творчеством детских писателей.
Викторины.
Тематические выставки.
Театрализация понравившихся произведений.
Конкурсы чтецов.
Освоить технологию «Синквейна».