Алла Пономаренко
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
В МБДОУ «Грузсчанский детский сад» данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты. В ДОУ созданы условия для нравственного воспитания личности. Важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание в детях чувства подлинного патриотизма. Развитие личности будет гармоничным только в том случае, если будут использованы все знания и навыки, использованы различные формы индивидуальной и социальной активности, и все это будет проникнуто не только нравственным, но и духовным воспитанием. В этой связи возникает интерес к воспитанию патриотических чувств у дошкольников средствами духовно- нравственного воспитания. Для изучения начального уровня сформированности патриотических чувств была использована диагностика, разработанная на основе программы О. М. Князевой «Приобщение детей к истокам народной культуры» и программы духовно- нравственного воспитания для дошкольников Н. П. Шитяковой, Т. Г. Фиактистовой. Ее результаты оказались следующими: высокий 12%, средний 46%, низкий 42%.
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание“» размещена в разделах
В ходе анализа результатов определилась необходимость активации деятельности по патриотическому воспитанию.
Актуальность опыта.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость – ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание – одна из сложных и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение.
Ответ на вопрос на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так С. Ожегов определял патриотизм как «. преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» [23, 414]., Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В отечественной педагогике формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение К. Д. Ушинский, который считал, что необходимо учить детей родному языку, приобщать к родной культуре. В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»[2, 360]. В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека»[26, 120]. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [6, 170].
Формирование личности ребенка, его воспитание, начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение интеллектуальной, духовной пищей, в которой он так нуждается. Ребёнок учиться восхищаться тем, что его окружает, проявляет заботу к окружающему, постепенно знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Целью духовно- нравственного воспитания является воспитание человека, обладающего духовными и нравственными качествами, такими как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью повышать уровень патриотического сознания дошкольников средствами духовно – нравственного воспитания и процессом психофизического развития ребенка и процессом его духовного становления.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в построении системы духовно- нравственного воспитания детей как средства формирования патриотического сознания.
Длительность работы над опытом.
Продолжительность работы по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста по данной теме, охватывает период с 2016 по 2020 гг. Свою работу разделили на три этапа:
1 этап – Подготовительный. Постановка мотивации, изучение теоретической базы, целей, задач по теме, проведение вводной диагностики, подбор методической и художественной детской литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр.
2 этап - Основной. Практический. Раскрытие новых эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по данной теме, выбор оборудования и материалов.
3 этап - Заключительный. Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление изученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Диапазон опыта.
Представляет систему работы в рамках специально организованной учебно - игровой, самостоятельной деятельности детей, и построения взаимодействия с родителями.
Теоретическая база опыта.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине является одной из главных задач, которая стоит перед дошкольными учреждениями в современном мире.
В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте. Методы и приемы патриотического воспитания, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.). Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачи становления духовно- нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только на семью. В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДОУ актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Полезные советы и рекомендации психологов, описанные во многих книгах, говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры, которые в будущем помогут в становлении личностной направленности. Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья - важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по рождению патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение. В определении темы опыта важное значение имеет следующие понятия «Культура», «Духовность», «Нравственность», «Духовно- нравственное воспитание», «Патриотизм». Патриотизм, по мнению философов, — одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества. Вместе с тем патриотизм — это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне. В. И. Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот — любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб» [9, 17]. В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Духовно – нравственное и патриотическое воспитание осуществлялось из поколения в поколение самим народом. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. Соответствующая статья в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона содержит слова о патриотизме, как нравственной добродетели. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают. Например, Протоиерей РПЦ Димитрий Смирнов газете «Известия» 12 сентября 2008 дал следующее определение: «Патриотизм – это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой». Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе. Патриотическое и духовно – нравственное воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое и духовно – нравственное воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.
Свою систему работы по формированию патриотического сознания детей дошкольного возраста средствами духовно – нравственного воспитания в условиях разновозрастной группы» организовали по принципу «от простого к сложному». В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра» [8, 176]. Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. В своей работе используем различные формы и методы, но наиболее эффективной по моему мнению является проектная деятельность. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой по моему мнению, призвана организация проектной деятельности.
Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2. Технология опыта
Для формирования чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забывать сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца».
Целью работы стало : Создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию).
3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей разновозрастной группы.
4. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
При решении задач духовно- нравственного воспитания были выделины следующие принципы:
• Основной принцип духовно- нравственного воспитания- построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правил- «Уклонись о зла и сотвори благо»;
• Гуманистическая направленность воспитания реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром;
• Природосообразность воспитание должно согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту;
• Культуросообранность воспитание должно строиться с учетом ценностей и нормами национальной культуры;
• Светский характер образования соответствием действующему законодательству РФ.