Куклина Инна
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова»
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Куклина Инна Александровна
2021-2022 г.
г. Шимановск
СОДЕРЖАНИЕ:
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
1. Актуальность … 3 стр.
2. Содержание опыта… 3 стр.
2.1. Цель… 3 стр.
2.2. Задачи … 3 стр.
3. Реализация опыта по духовно – нравственному воспитанию
3.1. Теоретическое обоснование выбранной темы … 4 стр.
3.2. Система работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников …. 6 стр.
3.3. Использование современных образовательных технологий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников… 8 стр.
3.4. Этапы работы … 10 стр.
3.5. Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно – нравственному воспитанию… 12 стр.
4. Особенности развивающей предметно – развивающей среды как средства духовно – нравственного воспитания…. 13 стр.
5. Вывод…14 стр.
6. Используемая литература…. 17 стр.
7. Приложения… 18 стр.
1. Актуальность
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютера, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остаётся. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо заполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Детство – время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идёт активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову.
Ежедневно общаясь с детьми, я имею возможность целенаправленно формировать нравственные качества и патриотические чувства.
2. Содержание опыта по духовно – нравственному воспитанию дошкольников
2.1. Цель: Обеспечить условия конструктивного взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в решении задач духовно – нравственного воспитания дошкольников.
2.2. Задачи:
• заложить основы духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией;
• формировать чувство любви к родине, родному краю, национальным и культурным традициям нашего народа;
• воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.
3. Реализация опыта работы по духовно – нравственному воспитанию
3.1. Теоретическое обоснование избранной темы.
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра». Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена. Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним. Они считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания нравственных чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. Он считал: «Важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком».
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Изучая исследования учёных, я сделала вывод, что теоретические проблемы духовно-нравственного развития дошкольников освещёны в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейшей работы с дошкольниками.
В современной педагогике появились новые методические разработки. В частности: С. А. Козловой по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью, Н. В. Алёшиной по ознакомлению с окружающим миром, Е. Б. Алтабаевой в рамках организации историко – краеведческой работы и др.
Появились новые технологии и методики, которые базируются на конкретных научных подходах:
• Проблемно – поисковый подход, служащий стимулом познавательной активности ребёнка. Это педагогические методы, основанные на создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности дошкольников, состоящей в поисках и решении сложных вопросов, требующих активизации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами - явление, закон. Проблемная ситуация побуждает ребёнка к решению трудных для него задач, так как у него не хватает знаний и он хочет их добывать самостоятельно и совместно с взрослыми.
• Диалектический подход (Н. Н. Поддъяков, Н. Е. Веракса) – обеспечивает формирование у детей начальных форм анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии. У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязи событий в разные исторические эпохи.
• Системно- деятельный, культурно – исторический подход –основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьва, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, в целенаправленном взаимодействии личности и социального окружения, в процессе которого происходит активное познание культурно –исторических обычаев и традиций малой Родины.
• Личностно – ориентированный подход (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов). Предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие всех детей с учётом их личных особенностей (возрастных, физических, психологических, интеллектуальных, а так же относится к ребёнку как неповторимой индивидуальности. Это воспитание, развитие и образование, направленное на отказ от ориентировки на среднего ребёнка, учёт его особенностей в учебно-воспитательной программе, разработка индивидуального образовательного маршрута и личных достижений в развитии ребёнка.
На основе принципах, была составлена система работы по духовно – нравственному воспитанию.
3.2. Система работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.
В дошкольном возрасте у ребенка активно развиваются социальные потребности:
• Потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими (родителями, воспитателем, детьми, в любви и доброжелательности.
• Потребность в активном познании и информационном обмене.
• Потребность в самостоятельной и разнообразной деятельности по интересам.
• Потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.
• Потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.
Образовательный процесс я строю по трё м основным направлениям деятельности: непосредственная образовательная деятельность педагога с детьми, организованная деятельность педагога детьми и самостоятельная деятельность детей.
Содержание и формы работы по духовно – нравственному воспитанию
Реализация вышеуказанных направлений осуществляю в следующих формах:
- занятия по познавательному развитию на тему духовно – нравственного воспитания детей;
- экскурсии, целевые прогулки по городу;
- тематические досуги эстетической направленности (музыка, живопись, поэзия);
- беседы с детьми о правилах поведения;
- этические беседы;
- встречи с семьями. Совместные творческие работы детей и родителей;
- чтение художественной литературы по духовно – нравственному воспитанию;
- посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества;
- проведение совместных мероприятий с родителями.
Интеграция по освоению образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие» :
- исторические этапы развития, прошлое и настоящее малой Родины;
- природа родного города и малой Родины, экологическое сознание и экологическая культура;
ОО «Социально- коммуникативное развитие» :
- развитие игровой деятельности детей;
- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
- свободное общение взрослых и детей в процессе всей совместной работы;
- формирование представлений о профессиях родных и близких детей;
- развитие собственной трудовой деятельности детей;
- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
ОО «Речевое развитие» :
- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи: диалогической и монологической форм);
- приобщение к литературному творчеству писателей и поэтов Амурской области;
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- народное декоративно-прикладное искусство родного края;
- творчество художников;
- исторические памятники родного города;
ОО «Физическое развитие» :
- приобщение к здоровому образу жизни.
3.3. Использование современных образовательных технологий.
Давно известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Игра – это вид непосредственной деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором совершенствуется самоуправление поведением. Игра – это вид не продуктивной деятельности, мотив которой, заключается не в её результате, а в самом процессе.
Игровая педагогическая технология отличается существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Игровая технология включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая педагогическая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть образовательного процесса общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровая технология должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе, создавая ребёнку возможность принятия на себя роли действующего игрового персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребёнка является средством, воссоздающим элементы игры, способствует переходу от ведущей игровой к учебной деятельности.
Одной из актуальных и эффективных педагогических технологий в современных условиях является технология проектной деятельности. Использование проектной деятельности формирует у детей критическое мышление, способность сопоставлять, размышлять, опираясь на знание фактов; самостоятельность в принятии решений; способствует развитию навыков работы в команде, выполнению разных социальных ролей.
Проектная деятельность с дошкольниками позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Так как метод проектов через познавательную деятельность всегда ориентирован на результат, то такой совместный процесс достижения конечной цели, представленной в той или иной форме полезен для духовно-нравственного развития и формирования знаний, умений дошкольников в этом направлении.
Мною были разработаны проекты : «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Мой любимый город», «Наши пернатые друзья», «Театр», «Здравствуй, масленица». Проекты, посвященные детским поэтам и писателям: «Агния Львовна Барто», «Сергей Михалков», «Виталий Бианки», «Сказки А. С. Пушкина». Такие проекты помогают формировать в детях правильную систему ценностей.
В своей работе по духовно – нравственному воспитанию для усиления и воспитательских эффектов успешно использую информационно – коммуникативную технологию. Мероприятия с использованием ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал детей, развивают духовную направленность. Преимущества использования ИКТ это доступность, большие возможности обмена опытом, доступность иллюстрированного материала, использования аудио – видео материалов, познавательных видео роликов, создание мультимедийных презентаций, участие в интернет конкурсах, конференциях, вебинарах.
Одной из инновационных технологии по развитию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста является создание «лэпбуков» различной тематики. Лэпбук выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Он помогает в игровой форме дать детям представления о малой родине, семье, национальных традициях. Лэпбук побуждает детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Он включает в себя несколько целей – систематизирование и закрепление изученного материала, формирование интереса к объекту изучения. Преимущества использования лэпбука состоит в том, что он информативен и полифункционален. Структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста; он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Включение в организованную образовательную деятельность и в совместную деятельность детей и педагога использование «лэпбука», повышает интерес к занятиям, дети овладевают систематизированными знаниями и умениями, позволяющие адекватно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно познавать его. У дошкольников формируются нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, готовность их анализировать и оценивать; дети приобретают умение видеть, ценить и беречь красоту; проявлять терпение, милосердие, дружелюбие. Темы лэпбуков духовно-нравственной направленности я выбираю и создаю вместе с детьми: «Моя семья», «Впустите в сердце доброту», «Кем быть?», «Мой любимый город», «Хорошие и плохие поступки», «Любимые сказки».
Важной задачей является формирование общей культуры личности дошкольников, в том числе ценностей здорового образа жизни. Это предполагает использование здоровьесберегающих технологий.
Одной из форм нетрадиционной оздоровительной деятельности с детьми и родителями стало внедрение в практику эколого – краеведческих оздоровительных походов в природу. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования, воспитания и укрепления физического и психологического здоровья детей, приобщение к основам здорового образа жизни. Этому способствует наша природа: чистый воздух, красивые пейзажи. В походе удовлетворяется потребность в двигательной активности, развивается выносливость, укрепляется мускулатура. Походы способствуют профилактике целого ряда заболеваний у дошкольников, таких как: сердечно - сосудистые заболевания, болезни дыхательной системы и опорно - двигательного аппарата.
Немаловажным плюсом эколого – оздоровительных походов является участие в них родителей дошкольников, что способствует приобщению родителей к духовно – нравственной культуре и здоровому образу жизни.
Таким образом, современные педагогические технологии - здоровьесберегающие, игровые, проектная деятельность, информационно –коммуникативная, лепбук позволяют детям стать более активными участниками воспитательно – образовательного процесса, а педагогам открывают новые возможности успешного развития и обучения дошкольников.
3.4. Этапы работы.
Этапы работы Сроки реализации
Организационно – подготовительный Сентябрь
Практический Октябрь – Май
Обобщающий Июнь
На начальном этапе:
- Определила цель, задачи, эффективные формы организации совместной работы с детьми, родителями и социальными партнёрами;
- Изучила нормативно-правовую базу по проблеме духовно-нравственного воспитания, научно-методическую литературу;
- Провела анкетирование родителей с целью выявления степени заинтересованности родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания. (Приложение № 2)
Практический этап включал реализацию системы работы по духовно – нравственному воспитанию в рамках взаимодействии с семьями воспитанников и социальными партнёрами. Задача этого этапа - наполнить жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения и коллективного творчества, стремления узнавать больше о своей Родине и городе, в котором они живут. Работа с детьми проводилась согласно перспективному плану и организации взаимодействия с социальными партнерами. (Приложение № 1)
Этап (обобщающий) – подведение итогов.
В период с сентября 2021 года по июнь 2022 года в системе образовательно-воспитательного развития был активизирован процесс духовно - нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению воспитанников к культурно-историческому наследию малой Родины и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста. Большое внимание уделялось особенностям формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Использовались проблемные ситуации, беседы, исследовательские проекты, игры, упражнения, направленные на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов духовно-нравственной воспитанности дошкольников.