Голик Наталья Михайловна
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках единого воспитательно-образовательного пространства»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках единого воспитательно – образовательного пространства «Детский сад, семья, социум»»
В послании Федеральному Собранию 2007 года В. В. Путин отметил, что "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность".
Актуальность
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках единого воспитательно-образовательного пространства“» размещена в разделах
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе. Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной потребностью нашего общества в воспитании милосердной личности и недостаточным уровнем присвоения милосердия как ведущей нравственной ценности в процессе организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность выбранного мною проекта в том, что он направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России; обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития : воспитание нравственных чувств и этического сознания воспитанников.
Новизна заключается в разработке и апробации новой модели взаимодействия участников проекта по духовно-нравственному воспитанию и открытости – включение новых социальных партнеров.
Цель- воспитание милосердия через формирование общей культуры личности детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Задачи:
• укрепление взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию граждан Российской Федерации;
• формирование чувства доброты, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь;
• воспитание социальной культуры через формирование патриотизма, почтения и любви к окружающим, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания, сопереживания, жалости и уважения к другому человеку;
• внедрение наиболее эффективных методик духовно-нравственного развития и воспитания в педагогическую деятельность.
Главное направление в работе по духовно-нравственному воспитанию – создание в ДОУ для детей условий, способствующих познанию искусства творить добро для всех, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в специальной поддержке и заботе. Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.
Работу по данному вопросу я осуществляю по нескольким направлениям:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).
Для этого использую такие методы, как: метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание, привычка, упражнения, представление и воспроизведение учебных ситуаций, внушение, этический разговор.
В работе с детьми по данному направлению я использую технологию развития критического мышления.
Актуальность выбранной мною технологии состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления, проявления детской любознательности, выработки собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами. Таким образом,обучение превращается в совместный и интересный поиск, приключение.
Данная технология разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов. Структура занятия по технологии развития критического мышления состоит из трё х этапов:
1 - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний);
2 – осмысление содержания (получение новой информации);
3– рефлексия (рождение нового знания).
Первый этап – это «вызов» . Этот этап позволяет:
• актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
• вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников к познавательной деятельности;
• побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.
На этапе вызова эффективны такие приемы обучения, как:
• «Прогнозирование» -активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. - Как вы думаете, о ком вы сейчас узнаете? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).
• «Верные – неверные суждения»
Детям предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание. При помощи сигнальных карточек дети определяют верность (красная сигнальная карточка) и неверность (чёрная сигнальная карточка) ответов. Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Также этот метод можно использовать при проверке усвоенного материала.
• «Корзина идей»
«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели мы узнаем что-то новое, и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.
Второй этап – «осмысление» - содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная. Этап позволяет:
• получить новую информацию;
• осмыслить ее;
• соотнести с уже имеющимися знаниями
На этапе осмысление эффективны следующие приемы:
• «Толстые» и «тонкие» вопросы.
Тонкие вопросы, это те вопросы, которые требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать? А толстые вопросы требуют развернутого ответа.
• «Синквейн»- в переводе с французского слово означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, развивать умение детей кратко и точно излагать свои мысли на заданную тему
Памятка «Правила написания синквейнов».
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).
Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.
Так как не все дети дошкольного возраста умеют писать и читать, то можно составлять синквейн устно, а также с использованием условных обозначений предметов, схематических записей.
• «Синквейны – загадки»
Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.
Третий этап – «рефлексия» - размышления.
На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных.
На этапе рефлексии использую следующие приемы:
Технология скрайбинг — это создание небольших рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
Речь ребенка иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером или карандашом на белой доске (или листе бумаги). Ребенок рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует.
Особое направление в работе по данному вопросу отвожу взаимодействию с родителями. Общение педагогов с родителями воспитанников ДОУ всегда было и остается актуальным вопросом, одной из сторон которого является поиск рациональных путей взаимодействия. Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. И в этом взаимодействии я использую технологию музейной педагогики, которая создаёт условия для развития духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания юного поколения.
Использование методов исследования музейной педагогики даёт возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей; апробировать инновационные формы и методы работы с семьями дошкольников. Представленные методы и приёмы помогли взрослым и детям открыть дорогу к Музею как Храму Добра, Знаний.
Мне удалось вовлечь родителей в жизнь группы, наладить тесный контакт. Ведь мини-музеи в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а разнообразная деятельность, включающая в себя поиск и сбор материалов, проведение праздников, досугов, исследовательская и проектная деятельность. В процессе работы родители вместе с детьми становились активными участниками создания мини - музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, оформляли экспозиции, приносили фотографии, картинки, поделки, макеты, готовили презентации детско - родительских проектов, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, культурному и патриотическому развитию, сблизило их и сделало настоящими партнерами
В ходе работы в данном направлении с использованием музейной технологии были осуществлены следующие проекты «Наша родина –Россия», «Русская изба», «Символы России», «Хлеб всему голова» и др.
Привлечение родителей к участию в создании в ДОО мини-музеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников. В итоге родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициаторов и активных участников.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО продолжается. Ведь мини-музеи, созданные совместно, сообща,руками детей и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку.
В ДОУ организовано тесное сотрудничество с социальными институтами по духовно-нравственному воспитанию : библиотекой, музеем, Троицким храмом.
Ожидаемые результаты
• получение знаний о духовных качествах личности;
• формирование моральных норм;
• обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
• развитие положительного отношения ребёнка к другим людям, окружающему миру;
• умение выражать чувства сопереживания, добра и долга, милосердия и сострадания.